Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Остров кошмаров в ╚Европейском море╩

Sueddeutsche Zeitung (Германия): Остров кошмаров в ╚Европейском море╩

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С расширением Европейского союза на Восток может возникнуть немало проблем и для ЕС, и для России.

Граница между просто сном и кошмарным сном проходит севернее Варшавы, в четырех часах езды на машине. 540 км этой границы отделяют российский эксклав Калининград от Польши и Литвы. Довольно скоро он станет берегом небольшого островка в море европейского единения. Конкретно это произойдет тогда, когда Польша и Литва осуществят свою мечту, став членами Европейского союза (ЕС). Для 500 тыс. россиян, живущих в области, равной по территории земле Шлезвиг-Гольштейн, дорога в метрополию тогда обязательно пройдет через страны ЕС, если, конечно, не брать в расчет морской и воздушный транспорт.

Чем ближе этот час, а в случае с Польшей это может произойти в 2004 году, тем меньше у ЕС возможностей закрывать глаза на проблему Калининградской области. Потому в среду комиссия ЕС представила рабочий документ, в котором изложены предложения Европейскому совету по поводу политики в отношении этого региона. Можно надеяться, что Совет Европы отнесется к предложениям со всей серьезностью. Дело в том, что на ближайшие полгода председательский пост в Совете перешел к Швеции, а Стокгольм уже заявил, что он намерен позаботиться и об этом обедневшем российском эксклаве.

О положении региона, расположенного на противоположном берегу Балтийского моря, шведы не строят иллюзий. "Он сильно загрязнен. Там много больных такими болезнями, как СПИД и туберкулез, там есть ядерные отходы. Почти любую проблему, которую можно себе вообразить, вы найдете в Калининграде", - цитирует российская газета премьер-министра Швеции Герана Перссона. По оценке ЕС, 30% жителей области живут за чертой физического выживания. Еще отчаяннее положение во многих регионах метрополии.

Виза для покупок

Комиссия, однако, не представила какого-либо масштабного плана по улучшению ситуации в бывшем восточно-прусском Кенигсберге. Главную ответственность за ситуацию она возлагает на местные органы власти и на Москву. В документе, разработанном комиссаром по внешним делам Хрисом Паттеном, отмечено, что область уже получила 30 млн. евро помощи по линии ЕС в рамках программы TACIS, ориентированной на всю Россию. По мнению комиссара, поддержка региона и впредь должна осуществляться в рамках существующих международных программ по оказанию постоянной помощи России.

Комиссия пытается всячески избегать говорить об особой роли Калининграда. Она категорически отказывается упоминать об особом статусе эксклава в отношениях с Союзом. "Так как Калининград является интегрированной частью России, было бы тяжело предоставлять ему какой-то особый статус, например, статус члена Союза свободной торговли или Таможенного союза. С учетом того, что Россия вряд ли предоставит Калининграду необходимую автономию, это могло бы вызвать ряд проблем политического и правового характера". Однако наличие у ЕС трудностей с "интегрированной, составной частью России" комиссар не отрицает. Расширение Союза будет иметь для населения Калининграда "более серьезные последствия", чем для населения других регионов России. Одна из новых проблем будет заключаться в том, что в будущем калининградцы смогут покидать свою маленькую провинцию по сухопутным дорогам только при наличии визы. Сообразуясь с требованиями ЕС, Литва и Польша должны ввести визовый режим. Варшава хочет ввести его уже в этом году.

Для экономики Калининграда это может иметь опустошительные последствия, поскольку она в значительной мере зависит от мелкой и не всегда законной приграничной торговли. Чтобы сохранить каналы для легальных товарных потоков, комиссия требует расширения сети пограничных переходов. Для этого должны быть выделены средства ЕС. Считается также целесообразным изучить возможность облегчения правил передвижения по приграничной территории соседних государств. Однако самым актуальным является вопрос подписания нового соглашения между Россией и ЕС.

Учитывая наличие среди жителей региона различного рода опасений, стратегия комиссии предусматривает также проведение среди новых соседей информационной кампании. До калининградцев должно быть доведено, что и почему меняется. Однако в большей мере, чем в разъяснениях, жители Калининграда должны быть заинтересованы в улучшении экономической ситуации. С момента развала Советского Союза, когда Калининградская область превратилась в своего рода остров, и до сего дня речь всегда идет только об ухудшении ситуации. Мало что изменило в ней и создание особой экономической зоны с благоприятным налоговым режимом.

В ЕС считают, что за удручающее положение в регионе ответственность несут местные органы власти, которые в прошлом не блистали ни особым "умением, ни компетентностью". ЕС связывает свои надежды с новым губернатором Владимиром Егоровым. Однако реальные изменения, и в этом в Брюсселе нет никаких сомнений, зависят от Москвы. Потому в мае, на очередной встрече в верхах ЕС - Россия, разговор должен зайти и о Калининградской области. И все же почти забытый остров кошмаров приходит в себя.

Перевод: Владимир Синица