Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The New York Times" (США): Первые месяцы будут отнюдь не медовыми для внешнеполитической команды нового президента

Первые месяцы будут отнюдь не медовыми для внешнеполитической команды нового президента

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как бы того ни хотел Джордж Буш, возглавляемой им стране не уклониться от участия в решении различных вопросов по всему миру.

Каждый президент вступает в должность с верой, что он сам может составить внешнеполитическую повестку дня для своей администрации, однако он сразу обнаруживает, что большая часть этой повестки уже намечена окружающим миром.

Кризисы в мире не делают перерыв для нового лидера Америки. Президент Клинтон (Clinton) вступал в должность с надеждой сфокусироваться на внутренних проблемах, однако ему немедленно пришлось иметь дело с кризисами в таких странах, как Сомали, Гаити и Тайвань, наряду с такими постоянными источниками проблем, как Россия и Ближний Восток.

Недавно избранный президент Джордж Буш (George W. Bush) оказался перед фактом убийства президента Конго на этой неделе, в Израиле может быть избран премьер-"ястреб", а соглашение о достижении мира в Северной Ирландии может быть нарушено - и все это в первый месяц его правления. В более отдаленном будущем, желание г-на Буша построить систему противоракетной обороны обязательно вызовет яростные возражения в Европе и России.

Также, многое было сказано об унаследовании г-ном Бушем проблемы Саддама Хусейна (Saddam Hussein), лидера Ирака, против которого его отец (Буш-старший. - прим. пер.) вел войну, однако которого он оставил у власти. В последние годы Вашингтон фокусировался просто на поддержании санкций против Ирака в силе, в то время как противостояние этим санкциям растет, особенно со стороны России и Франции.

Касательно Азии, первое значительное решение, принятие которого ожидается в апреле, определит, продавать или нет Тайваню эсминцы, современное оружие и радары. Решение, принятое по этому вопросу, может подвигнуть Китай на ускорение своего военного строительства.

Кроме этого, немедленного американского внимания требует еще множество больших и малых проблем. Обзор тех из них, которые представляются наиболее насущными, мы предлагаем вашему вниманию.

Западная Европа

Во время своей избирательной кампании г-н Буш и его главный советник по национальной безопасности, Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), заявили, что их европейские союзники должны нести бóльшую ношу военных расходов на континенте. Став президентом, г-н Буш может обнаружить, что иго союзники пошли даже дальше, чем он хотел бы.

К 2003 году Европейский Союз планирует располагать шестидесятитысячным контингентом сил быстрого реагирования для решения миротворческих задач и урегулирования кризисов в Европе и, возможно, и в других регионах. Администрация Клинтона заявила, что эти планы хороши до тех пор, пока возглавляемый американцами Северо-Атлантический союз будет сохранять главенствующую роль в обеспечении безопасности в Европе. Для обеспечения этого Соединенные Штаты предложили, чтобы планирование деятельности зарождающихся сил осуществляло НАТО.

В то время как большинство европейских государств поддерживают данную идею, Франция высказывается за то, чтобы европейские силы были более независимы. Помощники г-на Буша в свою очередь высказываются в пользу сильной НАТО, а некоторые из них скептически относятся к планам Европейского Союза.

Генерал Колин Пауэлл (Colin L. Powell), выбранный г-ном Бушем на пост госсекретаря, в речи, произнесенной на этой неделе на сенатских слушаниях по поводу утверждения его в должности, подчеркнул, что НАТО "является основой взаимоотношений США с Европой". Он предупредил, что Соединенные Штаты будут поддерживать усилия Европы по укреплению своих вооруженных сил только "до тех пор, пока это будет укреплять НАТО, а не ослаблять ее".

Во время кампании г-жа Райс призвала к выводу американских войск из балканской миротворческой операции, являющейся главной операцией НАТО на данный момент. Эта идея должна быть забыта, или по крайней мере отложена, если администрация Буша хочет поддержать лидирующую роль Америки в НАТО и сохранить главенство НАТО в Европейском Союзе.

Планы г-на Буша развернуть национальную противоракетную оборону порождают еще несколько вопросов у европейцев. Во-первых, они полагают, что эти планы угрожают соглашениям по контролю за вооружениями, в частности, Договору по ПРО 1972 года. Этот Договор, о котором назначенец г-на Буша на пост министра обороны, Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld), отозвался как "о древней истории", запрещает испытание и развертывание систем противоракетной обороны. В то время как администрация Буша, скорее всего, предложит изменить Договор таким образом, чтобы стало возможным строительство противоракетной обороны, русские, скорее всего, с этим не согласятся.

Европейцы опасаются, что если г-н Буш просто выйдет из Договора по ПРО, то Россия в ответ объявит договоры о сокращении ядерных боеголовок аннулированными и недействительными.

Майкл Гордон (Michael R. Gordon)

Россия

Если г-н Буш выполнит свое обещание и развернет зонтик противоракетной обороны над Соединенными Штатами, Вашингтон и Москва вступят в эру глубоких разногласий по вопросам о том, как обеспечить глобальную защиту от использования ядерного оружия, даже если они и продолжат работу по его сокращению.

Многие эксперты заявляют, что перспектива построения системы противоракетной обороны Соединенными Штатами чревата тем, что былые мощные соперники, такие как Китай, Индия и Пакистан, втянутся в новую гонку вооружений. Россия и Китай проявляют тревогу, что новый американский "щит" может подорвать основы сдерживания - концепции стратегической стабильности, исходящей из того, что за применением ядерного оружия неотвратимо последует возмездие.

В прошлом году Россия показала, что она намеревается вести активную внешнюю политику в Европе и Азии с целью защиты того, что президент Владимир Путин считает национальными интересами России, будь то вопрос противоракетной обороны или желание предотвратить расширение НАТО за счет балтийских государств на севере и за счет Грузии на юге.

Г-н Путин утверждает, что он не ищет конфронтации с Соединенными Штатами. Наоборот, он заявляет, что Москва во взаимоотношениях будет стремиться к сотрудничеству в тех вопросах, в которых могут возникать открытые и отчетливые разногласия.

Однако эти разногласия остры: Москва строит атомную электростанцию в Иране, и будет продавать оружие иранской армии. Россия и Франция благосклонно относятся к Ираку, когда-то являвшемуся значительным рынком для этих стран, и сопротивляются продлению санкций против Багдада.

Г-н Путин, бывший до сих пор прагматиком, осознает, что ему необходима помощь г-на Буша для укрепления российской экономики. Он будет обращаться к соединенным Штатам и Европе за помощью в реструктурировании внешнего долга, привлечении инвестиций и в постепенной интеграции России в западные институты, включая Всемирную Торговую Организацию. Для этого ему необходимо спокойствие на западном фронте.

Патрик Тайлер (Patrick E. Tyler)

Балканы

Даже после ухода Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic), балканский вопрос не исчез. Г-н Буш заявил, что он "очень хотел бы вывести американские войска" с Балкан, где на территории Боснии и Косово находятся более девяти тысяч американских солдат. Однако этому будут противится европейцы и косовские албанцы.

По Дейтонским соглашениям 1995 года был установлен предложенный Америкой мир и предложенное Америкой государство Босния и Герцоговина. Пять лет спустя, мир сохраняется, однако страна вовсю раздирается этническим национализмом. Осуществит ли администрация Буша переустройство Боснии и перепишет ли она Дейтонский договор, раз она намеревается выводить войска?

Косово, до сих пор формально являющееся провинцией Сербии, сейчас управляется ООН и патрулируется войсками под руководством НАТО. С уходом г-на Милошевича продвижение к независимости, чего желают большинство этнических албанцев, становится отложенной мечтой.

С новыми атаками на сербов, проводимыми якобы распущенной Армией освобождения Косово за пределами провинции, но на глазах американских миротворческих сил, ситуация в Косово становится более взрывоопасной.

Новое демократическое правительство в Белграде желает возмездия, а косовары надеются, что Вашингтон защитит их. Озадачится ли администрация Буша этим вопросом, не говоря уже о неясном и оставшемся без ответа вопросе окончательного статуса Косово?

Президент Югославии Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica) из всех сил пытается удержать Монтенегро, последнего партнера Сербии среди того, что осталось от Югославской Федерации. Президент Монтенегро, Мило Джуканович (Milo Djukanovic), настаивает на независимости, и запланировал на это лето проведение референдума по этому вопросу.

Будет ли администрация Буша противостоять независимости Монтенегро и окажет ли г-ну Коштунице помощь, в которой, как он думает, он нуждается, рискуя вызвать тем самым гнев некоторых сенаторов-республиканцев? Если Монтенегро станет независимым, какой ответ даст г-н Буш косовским албанцам? Или боснийским сербам, которые хотят независимости для своей части Боснии и Герцоговины?

Как сильно будет новый президент давить на г-на Коштуницу с тем, чтобы он передал г-на Милошевича в руки международного трибунала по военным преступлениям? Американская помощь Сербии, направленная на упрочение анти-милошевической победы в этой республике, прекратится первого апреля этого года, если г-н Буш не докажет Конгрессу, что новое правительство сотрудничает с трибуналом. Это означает, что Белград должен арестовать нескольких подозреваемых военных преступников.

Г-н Буш должен будет определить, насколько сильный нажим он должен будет оказать на правительство, когда недовольство народа плохим состоянием экономики, отключениями электричества и упрямством Монтенегро достигнет пика.

Стивен Эрлангер (Steven Erlanger)

Китай

Во время своей выборной кампании г-н Буш объявил, что он будет относиться к Китаю в большей мере как к сопернику и что он будет оказывать бóльшую поддержку Тайваню. Ему придется определить, что это значит, причем немедленно, реагируя на просьбы Тайваня о покупке подводных лодок и усовершенствованных эсминцев.

Китай завил, что будет рассматривать продажу этих вооружений как мощное усиление Тайваня и вмешательство в свои внутренние дела, однако он также наращивает свои ракетные силы и модернизирует свой морской и воздушный флот. Задача г-на Буша заключается в усилении обороноспособности Тайваня, одновременно подталкивая Тайвань и Пекин к переговорам о будущем статусе острова, который Пекин рассматривает как неотъемлемую часть "единого Китая".

Ожидается, что Китай вступит во Всемирную Торговую Организацию в этом году и начнет открывать свои рынки, что является давней целью американских чиновников, заявляющих, что капитализм в конце концов поможет Китаю стать более свободным.

Однако в ближайшее время ситуация с правами человека в Китае может ухудшиться из-за попыток правительства сдержать рабочие и фермерские беспорядки, а также контролировать потоки информации в Интернете. Насколько жестко должен г-н Буш осуждать нарушения прав человека в свете высокой стоимости возможных взаимоотношений в других сферах?

План г-на Буша о построении национальной системы противоракетной обороны испугал и рассердил Китай, так как даже ограниченная система нейтрализует их небольшие ядерные силы.

Эрик Экхолм (Erik Eckholm)

<┘>

Ирак

"Буш - преступник", гласит мозаичная надпись на полу центрального входа когда-то блистательного "Рашид-отеля" в нижней части Багдада, а портрет, выполненный из камня, изображает зловещего Буша-старшего. Эти произведения искусства переносят нас обратно в 1991 год, год Войны в Заливе, когда первый президент Буш пытался свергнуть Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Ни одна из сторон сильно не изменила свои взгляды, а, принимая во внимание новую администрацию, не изменились и персоналии.

Арабская пресса практически всегда называет нового президента "Буш, аль-ибн", т.е. Буш, сын, и ожидается, что непокоренный Саддам Хусейн быстро проверит отношение Буша к Ираку требованием освободить страну от оков, надетых его (Буша, - прим. пер.) отцом. Целью г-на Хусейна будут являться меры, примененные Соединенными Штатами для ущемления его режима: экономические санкции, военные полеты над территорией и ограничение вооружений.

Скорее всего, Ирак продолжит испытания ракет и будет приветствовать прилеты самолетов в свои восстановленный багдадский аэропорт - в какой-то мере бросая демонстративный вызов блокаде. Он также продолжит отказываться принимать инспекторов ОНН по вооружениям.

Труднее, чем когда-либо, будет обеспечить международную поддержку санкций. Даже Россия и Франция, которые, по словам американских чиновников, одобряют сохранение некоторого контроля над иракской "чековой книжкой", высказываются в поддержку смягчения политики ООН, заключающейся в проверке всего покупаемого Ираком за деньги, вырученные от продажи нефти.

Государства Ближнего Востока будут выступать против поддержки жестких санкций ввиду растущих антиамериканских настроений среди арабов из-за поддержки Вашингтоном Израиля. Действия, направленные на облегчение страданий Ирака стали популярным средством высказывания неповиновения Соединенным Штатам.

<┘>

Нейл Макфаркар (Neil MacFarquar)