Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Die Welt" (Германия): Американская мечта быть невиновными и неуязвимыми

"Die Welt" (Германия): Американская мечта быть невиновными и неуязвимыми

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С приходом Буша создание национальной системы противоракетной обороны становится реальностью. Заставить президента отказаться от нее не помогут ни пожелания, ни роптания европейцев.

Аббревиатура НПРО (NMD) определит на многие годы вперед трансатлантические отношения, но она не должна подорвать их. Речь идет о масштабном проекте создания национальной системы противоракетной обороны. За пределами США у этого проекта мало сторонников. В Европе есть большие сомнения в том, что уровень полученной в результате его реализации безопасности, который, кстати, оценивается невысоко, будет в целом стоить политических издержек.

В Москве и в Пекине проект открыто не приемлют. Впрочем, это неприятие не столь уж единодушно, как может показаться из их совместных грозных заявлений. Очевидно, что русские, на первый взгляд, непонятно в какой форме, но охотно пошли бы на партнерство с США. Европейцы не должны закрывать на это глаза и думать лишь о прочности союзнических связей НАТО. Им необходимо следовать интересам своей собственной безопасности и сделать все, чтобы не позволить Москве разыграть карту, которая бы поссорила партнеров по атлантическому альянсу. Политический пасьянс вокруг НПРО еще в самом начале.

Пожелания и ропот европейцев, которые можно было слышать до сих пор, больше им не помогут. Летом прошлого года американский сенат потребовал от администрации, как можно быстрее, насколько это позволяет техническая сторона дела, приступить к развертыванию системы противоракетной обороны. За это проголосовали 97 сенаторов, против - всего лишь трое. Детали, в частности сроки развертывания системы, сенат не рассматривал. Медлительность администрации Клинтона (Clinton) в реализации требования сената объяснялась технической неподготовленностью и дефицитом испытаний. В то же время новый министр обороны подготовил в 1998 году доклад Рамсфельда (Ramsfeld). В нем он недвусмысленно выступил за развертывание системы противоракетной обороны, подняв при этом планку требований к ней выше, чем это было в случае с проектом администрации Клинтона. Администрация Клинтона предусматривала выделение на первые пять лет 60 млрд. долларов США. Система Буша (Busch) будет сложнее и дороже. Если исходить из временного графика, который определяется потенциальными угрозами со стороны врагов Америки, работы начнутся уже в ближайшее время. В качестве своих противников американцы рассматривают такие государства-изгои, как Северная Корея, Иран, Ирак и Ливия. С недавних пор в число врагов попали страны, вызывающие озабоченность.

НПРО - это одновременно высокие технологии и американская мечта быть невиновными и неуязвимыми. То, что Америка и Россия будут оставаться в плену идеи устрашения, является неоспоримым с тех пор, как свою несостоятельность продемонстрировала система СОИ Рональда Рейгана (Ronald Reagan). Однако, предвосхищение опасностей, которые могут принести с собой будущие ракетные арсеналы азартных игроков, кажутся сегодня большинству американских и европейских специалистов слишком преувеличенным.

Китайцы, впрочем, не могут избавиться от подозрений, что проект нацелен исключительно против их 25 межконтинентальных баллистических ракет. Появление на Аляске первой большой радарной станции, как нельзя кстати, утверждает их в этом подозрении. Китай не связан никакими договорами о контроле за вооружениями, кроме договора о нераспространении ядерного оружия. В Пекине не могут не слышать, что администрация Буша говорит не о партнерстве, а о соревновании, причем о соревновании, отнюдь, не в сфере рыночной экономики. Однако, из того, что Пекин и Москва в унисон мечут громы и молнии в адрес НПРО, Европа не должна делать поспешных выводов. Китай грозит гонкой вооружений. А Россия сигнализирует о готовности к диалогу и даже демонстрирует свою расположенность.

НПРО является проявлением сомнений в эффективности устрашения, хотя исторических доказательств для таких сомнений нет. Проблема имеет в большей мере философский смысл, и никак не связана с отговорками по стратегическим соображениям, звучащими из Парижа и Лондона. Опасения европейцев по поводу ослабления альянса плохо обоснованы. Американцы, будучи неуязвимыми, еще в большей мере будут стоять на страже безопасности своих важнейших союзников.

Россия, действительно сигнализирует по различным каналам свой интерес и готовность к компромиссам. Москва серьезно воспринимает угрозу администрации Буша выйти в случае необходимости из договора по ПРО, подписанного в 1972 году. Европейцы должны смириться с тем, что уже в этом году могут быть сделаны первые серьезные шаги в деле реализации проекта НПРО. Европейцы сохранят себе нервы и даже проверят, как это было в случае с развертыванием тактического ядерного оружия, выживет ли НАТО, если Европа оставит американцев в одиночестве.

Перевод: Владимир Синица