Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Washington Post" (США): Москва неправильно понимает Буша

Москва неправильно понимает Буша

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Члены внешнеполитической команды Джорджа Буша должны как можно скорей донести до России свои новые взгляды на двусторонние отношения.

Россию охватила волна ностальгии по советским временам. Бывший чиновник КГБ возглавляет страну. Его товарищи, еще служащие в КГБ (называющемся сейчас ФСБ), возродили былую советскую практику преследования и арестов журналистов, академиков, правозащитников-активистов и неофициальных религиозных лидеров. Когда президент Путин призвал к восстановлению советского гимна в качестве российского государственного гимна, парламент без промедления подписался под его идеей.

Сейчас команда Путина ожидает, когда последний фрагмент советской эры - более реальные политические отношения с Соединенными Штатами - встанет на свое место. Сторонники Путина даже придумали новый термин для этого - неониксонизм.

Российские государственные СМИ открыто отстаивали преимущества победы Джорджа Буша (George W. Bush) для России. Люди Путина полагают, что при Буше Соединенные Штаты более не будут проявлять интерес к внутренней политике России, к таким вопросам, как права человека, независимые СМИ или война в Чечне. В Москве господствует мнение, что при Буше Кремль свободно сможет снизить уровень демократии, прикрываясь именем восстановления законности и порядка.

Они также полагают, что с Россией снова будут считаться как со сверхдержавой. Они испытывают ностальгию по золотым дням ослабления напряженности в двусторонних отношениях - саммиты сверхдержав, контроль над вооружениями и дискуссии посвященные уравновешиванию сил Америки и России в региональных конфликтах.

Очевидно, Путин и его люди имеют упрощенное понимание основных принципов внешней политики новой администрации Буша, слабо представляют, как осуществляется внешняя политика в США, а их историческое видение политики Никсона (Nixon) по отношению к Советскому Союзу ошибочно. В задачи новой команды Буша не входит преподавание уроков истории или основ американского политического процесса своим российским коллегам. Однако необходимо, чтобы новая внешнеполитическая команда Буша немедленно и четко довела до Москвы свои действительные намерения касательно России, которые, помимо всего прочего, не должны содержать признаков ностальгии по "старым золотым дням" времен холодной войны.

Конечно, новая команда Буша должна уделить большее внимание традиционным стратегическим вопросам американо-российских отношений. Эра международного руководства на микроуровне российскими внутренними реформами давно закончилась. Осуществляя консультации и сотрудничество со своими российскими коллегами, члены новой команды Буша должны сосредоточиться в первую очередь на сокращении ядерных арсеналов, усилении контроля за распространением оружия массового уничтожения, обуздании стремлений России к господству над своими соседями и начать реальный диалог по национальной системе противоракетной обороны. Однако этот набор приоритетов ни коим образом не должен быть воспринят как возврат к старой практике времен ослабления напряженности в отношениях сверхдержав.

Предыдущие администрации, и республиканские и демократические, проводили политику двоякого подхода, когда вопросы прав человека или свободы религии сурово ущемлялись, пусть и не всегда открыто, они (эти вопросы - прим. пер.) в тоже самое время и обсуждались. Русским необходимо понять, что администрация Буша может уделить бóльшее внимание этим стратегическим вопросам и в то же время продолжать развивать демократию.

Представляя будущего госсекретаря Колина Пауэлла (Colin Powell), Буш прямо заявил, что "наше отношение к человеческим свободам не просто пустая дипломатическая формальность, а основополагающий и направляющий принцип великой Америки. Содействуя распространению демократии, мы закладываем основу лучшего и более стабильного мира". Русские, похоже, не слышали эту часть выступления или сходные речи, звучавшие во время избирательной кампании Буша. И это должно быть четко, громко и как можно скорей доведено до них.

Помощь развитию демократии за рубежом, включая Россию, имеет мощную двухпартийную поддержку на Капитолийском холме. По причине слабости своего парламента, кремлевские чиновники недооценивают роль конгресса в осуществлении внешней политики. Команда Буша должна как можно скорее дать понять своим российским коллегам, что она не собирается подвергать эту двухпартийную поддержку проверке на прочность, особенно в ситуации, когда новая администрация стремится к созданию двухпартийных союзов и по другим вопросам.

Внешнеполитическая команда Буша должна вежливо напомнить кремлевским чиновникам, что Россия значительно изменилась со времен ослабления напряженности. Изменения заключаются не только в том, что, по политическим меркам, Россия сегодня гораздо слабее, но и в том, что российское общество сегодня гораздо сильнее. Во времена Никсона Соединенные Штаты имели только одну точку соприкосновения с Советским Союзом - государство. Не приходилось выбирать, работать или нет с кремлевскими лидерами, выбора как такового не существовало. Сегодня в России существуют, хоть и слабые и потрепанные, частный сектор, гражданское общество и политический класс, независимый от Кремля. Эти новые источники независимой власти предлагают Соединенным Штатам широкий спектр контактов с российским народом. Администрация Буша должна прекратить оказывать демократическую и экономическую помощь государству и перенаправить эти средства российскому обществу.

По государственной линии, команда Буша должна продолжать работу над стратегическими вопросами с Путиным и его командой. Тем не менее, по общественной линии, новая администрация может развивать рыночные и демократические идеи в России.

От Вильсона (Wilson) до Рейгана (Reagan) американская поддержка демократии за границей базировалась на двухпартийности внешней политики Америки, и не исчезнет в связи со сменой администрации. Чем скорее новая команда Буша доведет эту мысль до русских, тем лучше.

Автор является ведущим научным сотрудником Фонда Карнеги за международный мир и доцентом Стенфордского университета

Перевод: Рафаэль Сайдашев