Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Sueddeutsche Zeitung" (Германия): Диктатура экономики

"Sueddeutsche Zeitung" (Германия): Диктатура экономики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Швейцарский Давос не захотел видеть Олега Дерипаску. Высший свет Запада не принимает его, зато он принят в высшем свете на родине.

Высший свет Запада не принимает одного из самых успешных предпринимателей России - Олега Дерипаску. Он родился в 1968 году, однако он еще не дорос до того, чтобы быть принятым салонным Западом. Об этом его уведомили организаторы международного экономического форума в Давосе, не захотевшие видеть его на этой встрече в качестве ее участника. Там, где регулярно сходятся вместе экономика и политика, генеральному директору второго по величине в мире алюминиевого холдинга "Российский алюминий", главе группы "Сибирский алюминий" делать больше нечего. Дерипаску подозревают в том, что он является виновником краха алюминиевого завода в сибирском городе Новокузнецк. Три американские торговые фирмы требуют по суду от Дерипаски и его партнера Михаила Черного 2,7 млрд долларов США в качестве компенсации. Кроме того, обоих обвиняют во взяточничестве и шантаже, а Черного - даже в убийстве. Доказательств пока нет.

Нравы в бизнесе в сфере российских цветных металлов, как и в бизнесе с нефтью или природным газом, составляющими основу экспорта России, грубые. Здесь можно заработать много денег. Дерипаска, которому сегодня 33 года, рано понял, где он может получить шанс. Он начал работать в алюминиевой отрасли, еще не закончив учебу на экономиста в Москве. Ему повезло в период так называемой ваучерной приватизации. В то время он приобрел с помощью компании "Транс Уорлд Групп" (TWG) пакет акций Саянского алюминиевого завода, который является сегодня одним из крупнейших предприятий отрасли.

Молодой предприниматель оказался в последние дни на слуху не в первый раз. Создав группу "Сибирский алюминий", он поссорился с TWG. Как говорят, его прибыли после этого выросли во много раз. Зарубежные инвесторы утратили свое влияние, когда их акции были обесценены в результате эмиссии, проведенной Дерипаской. Суд, однако, позднее признал правоту предпринимателя.

В 90-е годы Дерипаска сделал в молодой России стремительную карьеру. На 20-м году жизни он уже возглавлял крупнейший алюминиевый концерн. Группа "Сибирский алюминий" как акционер имеет влияние в самых различных отраслях производства: от производства алюминиевой фольги до выпуска самолетов. На ее предприятиях производится 45% российского алюминиевого проката.

В прошлом году внимание общественности привлек альянс, сложившийся между Дерипаской и Романом Абрамовичем, главой нефтяного концерна "Сибнефть". Этот концерн занимает в России седьмое место по экономическим показателям. Специалист в области политэкономии занимается и сделками с алюминием. Весной 2000 года, когда их концерны объединились в компанию "Российский алюминий", Дерипаска получил пост генерального директора. Новый холдинг контролирует 75% российского рынка алюминия.

С этих высот он и манипулирует своим влиянием. Дерипаску как предпринимателя уже давно интересует не только экономика, но и политика. В 1995 году он поддержал Либерально-демократическую партию политика правого толка Владимира Жириновского. Позднее он профинансировал избирательную кампанию своего друга и соратника во время выборов губернатора в сибирской республике Хакасия. После победы тот отблагодарил спонсора должностью своего заместителя. О своих взглядах на то, какой бы он хотел видеть российскую экономическую политику, Дерипаска поведал в 1999 году в статье под заголовком "Диктатура экономики", опубликованной в московской газете "Коммерсант". В ней он требовал последовательного неолиберализма, улучшения правовой системы, борьбы с преступностью и коррупцией. По его мнению, все это должно сделать Россию процветающей страной. Возвышенные цели. Они внесены и в официальную повестку дня президента России Владимира Путина. Дерипаску, по крайней мере, принимают в высшем свете своей страны.

Перевод: Владимир Синица