Вчера Россия приняла срочные меры, чтобы избежать открытого разрыва с Вашингтоном после того, как администрация Буша-младшего, всего три дня назад приступившая к исполнению обязанностей, направила ей твердое предупреждение по Чечне. Враз похоронив надежды Кремля на то, что при президенте Буше-младшем Америка смягчит свою критику тактики России в Чечне, Вашингтон потребовал, чтобы президент Путин немедленно начал переговоры с командирами чеченских боевиков, и при этом пренебрежительно отозвался об обещаниях быстрого вывода (российских) войск из Чечни.
"Мы и ранее слышали заявления о выводе войск, но, честно говоря, Россия по сей день сохраняет массированное (военное) присутствие в Чечне, - заявил пресс-секретарь государственного департамента США Ричард Баучер. - Бои продолжаются, как не прекращается и поток заслуживающих доверия сообщений о нарушении российскими солдатами гуманитарных прав гражданского населения".
Эти замечания были сделаны буквально через несколько часов после прихода адресованного президенту Бушу-младшему письма от президента Путина, в котором тот поздравлял его с вступлением в должность и призывал к "взаимовыгодному сотрудничеству". Замечания со всей очевидностью показывают, что новый государственный секретарь США Колин Пауэлл не намерен соглашаться с российскими утверждениями, что Чечня является "внутренним делом" России, для вмешательства в которое иностранные правительства не имеют никаких юридических оснований.
Вчера коллега г-на Пауэлла в Москве стремился избежать конфронтации, заявляя, что надеется на прямые переговоры по вопросу Чечни в ближайшем будущем, в ходе которых "будут прояснены позиции сторон". Министр иностранных дел России Игорь Иванов добавил, что "решение (чеченской проблемы) может быть только политическим и российское руководство не рассматривает никакого другого варианта решения".
Разговор о политическом решении проблемы Чечни маскирует радикально отличающиеся взгляды на то, как закончить идущую там жестокую партизанскую войну. Вашингтон ясно дал понять, что ожидает от Москвы начала переговоров с Асланом Масхадовым, чеченским лидером, который осуществляет пусть даже и слабый контроль над такими пользующимися дурной славой полевыми командирами, как чеченец Шамиль Басаев и выходец из арабского мира, известный под псевдонимом Хаттаб.
Г-н Путин поклялся никогда больше не вести с ними переговоры и последние шесть месяцев безуспешно пытается добиться поддержки местным населением своего чеченского протеже Ахмада Кадырова, когда-то бывшего главным имамом Чеченской республики. В начале нынешней недели г-н Путин бесцеремонно отстранил армию от командования "антитеррористической операцией" на территории Чечни и возложил обязанности по руководству ею на Федеральную службу безопасности России. Считается, что этот шаг должен был просигнализировать миру, что крупномасштабные боевые действия в Чечне закончились, однако этот сигнал заглушили жалобы лорда Джадда на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы на то, что только 10 из 500 якобы имевших место случаев нарушений прав человека российскими солдатами в Чечне до настоящего времени попали на рассмотрение в суды.
Российско-американским отношениям в первую неделю после прихода во власть президента Буша-младшего угрожает также его решимость приступить к строительству общенациональной системы противоракетной обороны США независимо от согласия на то Москвы. Вчера Министерство обороны России вслед за г-ном Ивановым сделало первый примирительный жест в сторону Америки. "Даже несмотря на то, что американская администрация объявила о своей жесткой позиции по данному вопросу, в ней все-таки есть некоторые разумные элементы, - заявил журналистам начальник Управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России генерал Леонид Ивашов. - Мы видим, что в этом вопросе они проявляют твердость, но мы также видим возможности для поиска выхода из создавшейся ситуации".
В отдельном письме на имя экс-президента США Клинтона г-н Путин писал: "Мы доказали, что, при желании и доброй воле, можем найти компромиссные решения по самым важным вопросам". Однако г-н Буш-младший и его советники почти ничего не говорят о совместных действиях или поисках компромиссных решений. "Наши отношения с Россией не должны быть продиктованы какими бы то ни было опасениями с нашей стороны", - заявил г-н Пауэлл во время слушаний в конгрессе США, посвященных утверждению его в должности.
Перевод: Виктор Федотов