"Вечный" нейтралитет остается для России "всегда вечным". Спустя две недели после отказа федерального канцлера Шюсселя от нейтралитета Австрии и буквально за несколько дней до начала государственного визита в эту страну президента Путина Россия в жестких тонах напомнила ей о ее "вечных" внешнеполитических обязательствах.
За несколько дней до начала визита главы Кремля правительство Австрии попало под обстрел критики Москвы. В сегодняшнем номере журнала "Format" посол России в Вене Александр Головин подверг жесткой критике начатую две недели назад по инициативе федерального канцлера Вольфганга Шюсселя дискуссию по вопросу нейтралитета, а также новую доктрину безопасности, вынесенную на обсуждение австрийским правительством. Канцлер считает, что в будущем "европейском контексте" нейтралитету "вообще нет места". Всеобъемлющая европейская внешняя политика, которую проводит Европейский союз (ЕС), включает, само собой разумеется, также всеобъемлющую политику безопасности и обороны. В своей новой доктрине безопасности федеральное правительство исходит из того, что в реальной жизни на смену понятию "нейтралитет" уже давно пришло понятие "свобода выбора союза". Новая формула больше не исключает столь очевидно возможность вступления НАТО.
Теперь посол России недвусмысленно дает понять, что для России нейтралитет Австрии носит "вечный характер". Потому, по словам Головина, "мы продолжаем рассматривать Австрию как нейтральное государство. Российская Федерация заинтересована в том, чтобы такое положение вещей сохранялось и далее". Российский дипломат считает, что Австрия, подписав Государственный договор, Московский меморандум от 1955 года и приняв закон о нейтралитете, "взяла на себя международно-правовые обязательства". Однако сейчас дискуссия приняла такое направление, будто Республика Австрия вправе единолично объявлять себя связанной или нет этими обязательствами. Все это "можно интерпретировать как попытку создать новые прецеденты и таким образом обойти международно-правовые обязательства". Головин подчеркивает, что Российская Федерация отрицательно относится к возможному вступлению Австрии в НАТО. "Любое расширение в направлении наших границ военного союза, в который мы не входим, означает для России угрозу. Мы поэтому не заинтересованы в таком расширении, не говоря уже о вступлении в союз Австрии".
Вена реагирует хладнокровно
В Вене реагируют на это хладнокровно, рассчитывая, что и этой темы коснется в ходе своего визита Путин. Как говорят на Баллхаузплатц, где находятся резиденции ведомства федерального канцлера и министерства иностранных дел, предупреждение посла принято к сведению. Но там твердо придерживаются того мнения, что Австрия в свое время принимала на себя обязательства быть нейтральной "добровольно" и по собственной воле. Правда, о том, насколько добровольно Австрия взяла на себя в 1955 году обязательства быть нейтральной страной, специалисты международного права и историки Вены и Москвы спорят уже не в первый раз.
Факт, что Москва дала согласие на Государственный договор и связанный с ним вывод советских оккупационных войск из Австрии только на условиях будущего "вечного нейтралитета по швейцарскому образцу". Однако венские дипломаты придерживаются мнения, что с развалом Советского Союза и завершением блоковой конфронтации в Европе все прежние условия становятся недействительными. Они указывают также на то, что Москва уже подвергала Австрию критике за вступление в ЕС, правда, двусторонние отношения от этого не пострадали. Следовало бы позаботиться теперь, чтобы и предстоящий визит Путина (с 8 по 10 февраля) не был бы уж слишком омрачен дискуссией о нейтралитете. Россия имеет перед Австрией большие долги еще со времен, когда предприятия государственного сектора австрийской промышленности предпочитали поставки на Восток под кредит. Не случайно поэтому Путин накануне своего визита проявил заинтересованность в военно-техническом сотрудничестве с Австрией. Президент России, очевидно, хочет рассчитаться по миллиардным долгам новыми боевыми самолетами "МиГ" для австрийских вооруженных сил.
Перевод: Владимир Синица