Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Die Welt" (Германия): Интервью советника по долговым обязательствам России Андрея Костина

Интервью советника по долговым обязательствам России Андрея Костина

"Die Welt" (Германия): Интервью советника по долговым обязательствам России Андрея Костина picture
Die Welt (Германия): Интервью советника по долговым обязательствам России Андрея Костина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интервью советника по долговым обязательствам России Андрея Костина одной из центральных немецких газет "Die Welt": "Решение проблемы долгов нельзя переводить в политическую плоскость".

Интервью советника по долговым обязательствам России Андрея Костина одной из центральных немецких газет "Die Welt": "Решение проблемы долгов нельзя переводить в политическую плоскость".

"Welt am Sonntag": Господин Костин, Вы вели переговоры по проблеме российских долгов Лондонскому клубу, который объединяет частных западных кредиторов, консультировали министра финансов России на переговорах с государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб. Будете ли Вы и впредь занимать у них деньги?

Костин: Конечно. Россия после всех тех лет неопределенности вновь политически стабильна. С того момента, когда Путин стал президентом, Россия стала либеральной, ориентированной на рынок страной. К тому же мы улучшили законодательную базу, предоставляем инвесторам больше гарантий.

"Welt am Sonntag": Тем не менее создается впечатление, что Россия не намерена возвращать свои долги в полном объеме.

Костин: Я так не думаю. Россия унаследовала большое долговое бремя Советского Союза. В прошедшие годы шла напряженная работа над проблемой выплаты долгов. Все долги, сделанные Россией за время своего существования, начиная с 1992 года, оплачены точно в срок. Также своевременно они будут погашаться и в будущем.

"Welt am Sonntag": Но ведь Россия является правопреемницей Советского Союза со всеми его правами и обязательствами.

Костин: Я этого не отрицаю, однако, когда разобрались, что не сможем обслуживать все долги, мы решили подходить к их погашению по-разному. Это понятно каждому. Мы нашли взаимопонимание в ходе наших переговоров с Лондонским клубом, которые продолжались 18 месяцев. Треть наших долгов была списана, а остаток переведен в евробонды, по которым мы платим также проценты.

"Welt am Sonntаg": Переговоры с Парижским клубом идут не так гладко.

Костин: Наша позиция такова, что у России, несмотря на улучшающееся экономическое положение, будут оставаться финансовые бреши. В предстоящие годы мы должны ежегодно выплачивать от 14 млрд до 19 млрд долларов США. Если бы мы решили выплатить в этом году Парижскому клубу 3,5 млрд долларов США, мы были бы вынуждены существенно урезать наши экономические программы. Это имело бы опасные последствия для нашего политического и социального развития. Мы будем выплачивать столько денег, сколько можем, не ставя под угрозу стабильность в стране.

"Welt am Sonntag": Выходит, что Россия в этом году не собирается платить 3,5 млрд долларов США по процентам и по основному долгу?

Костин: Парижский клуб знает, что у нас есть проблема с погашением долгов, поэтому нужно искать компромисс. Это в любом случае лучше, чем угрожать нам тем, что нас выбросят из группы стран "восьмерки".

"Welt am Sonntag": Как восприняла Россия эту угрозу, прозвучавшую из уст министра финансов Кайо Кох-Везера ?

Костин: По крайней мере, ее приняли к сведению. Лично я считаю, что он избрал неверный путь. Каждый должен быть заинтересован в том, чтобы Россия оставалась полноценным членом международного сообщества. Быть может, с экономической точки зрения мы не столь сильны, как немцы и американцы, но наша страна продолжает оставаться политической и ядерной державой. Дискуссию о долгах нельзя переводить в политическую плоскость. Это поставило бы под угрозу политическую стабильность во всем мире. И мы не блефуем.

"Welt am Sonntag": Но ведь Россия может стать некредитоспособной на финансовых рынках, если сначала звучат угрозы, затем начинаются переговоры, а долги полностью так и не погашаются.

Костин: Россия не собирается ни обманывать Парижский клуб, ни увиливать от платежей. Я вижу, что частные инвесторы чувствуют себя тем надежнее, чем меньше Россия выделяет денег для оплаты долговых обязательств. Ведь если бремя окажется слишком большим, Россия не сможет не только выплачивать, но и вообще обслуживать долги, в том числе и долги частным кредиторам. Мы пытаемся убедить Парижский клуб в том, что необходимо искать иное решение, а не требовать выложить немедленно на стол наличные. В таком случае уже в 2002-2003 годах мы вообще не сможем обеспечивать какие бы то ни было выплаты.

"Welt am Sonntag": Но выплаты долгов требует также экономический советник Путина Андрей Илларионов. По его словам, в ином случае пострадает репутация России.

Костин: К счастью, он советник, а не представитель президента. Посмотрите, когда не стало Советского Союза, у России было менее 33 млрд долларов США долгов Парижскому клубу. С того времени долг России вырос всего до 39 млрд долларов США и это при условии реструктуризации обязательств и несмотря на уже погашенную часть долгов.

"Welt am Sonntag": Таким образом, Россия намерена требовать сокращения долга?

Костин: Этого я не могу сказать. Речь пойдет о реструктуризации. Удастся ли в итоге уменьшить долги, - посмотрим. Лично я считаю неплохой идеей выдвинутое во время последней встречи Путина и Герхарда Шредера предложение преобразовать долги в акции российских предприятий. Иностранные инвесторы должны получить также и акции голубых фишек, таких, как "Газпром".

"Welt am Sonntag": Но этой меры будет недостаточно. Судя по всему, российская экономика благодаря высоким ценам на нефть пришла в себя. Можно ли говорить, что русские могут платить по своим обязательствам, но не хотят этого?

Костин: Если в этом году сохранится высокая цена на нефть, и будет расти прибыль, Россия использует ее часть для погашения долгов. У Запада слишком оптимистические представления о нашем экономическом положении. По нашим прогнозам, в 2001 году ВВП будет на уровне 66% показателей 1997 года. До 40% нашего бюджета пойдет на обслуживание долгов.

"Welt am Sonntag": Тем не менее бюджет вашей страны, в отличие от Германии, составлен с профицитом.

Костин: Это невыполнимая задача - и в последующие годы иметь профицитный бюджет. Урок, который все мы извлекли: мы должны были брать меньше кредитов.

"Welt am Sonntag": Советский Союз, а позднее Россия взяли в кредит более 150 млрд долларов США. Сколько из них исчезло по криминальным каналам?

Костин: Коррупция и скандалы есть везде. Возьмите бывшего министра иностранных дел Франции Ролана Дюма, который выложил 10 млн долларов США для своей любовницы. Даже для российской действительности для какой-то девицы это достаточно много. В России, конечно, у людей возникает особое искушение, когда, например, идут переговоры о сделке стоимостью 100 млн долларов США, а зарплата составляет 30 долларов США в месяц. Можно воспользоваться опытом Китая, где преступников расстреливают, но ведь в конечном итоге коррупция продолжает жить. Если мы хотим оставаться реалистами, то должны понимать, что коррупцию можно победить лишь тогда, когда хорошо работает экономика и люди получают больше денег.

"Welt am Sonntag": Это поможет и в борьбе с бегством капитала за границу?

Костин: С тех пор, как экономика России стала рыночной, из страны ушли от 150 млрд до 200 млрд долларов США. Для бегства капитала существуют не только криминальные, но и политические причины. Люди хотят спасти свои деньги. Мы должны стать либеральнее, дать им возможность вернуть свои деньги в Россию, не угрожая штрафными санкциями.

"Welt am Sonntag": Так что же, необходимо снимать контроль за зарубежным капиталом?

Костин: Да, это нужно делать шаг за шагом. Контроль ни к чему не приводит.

Долги России

Россия должна Парижскому клубу, объединяющему государства-кредиторы, 48 млрд долларов США, из них 23 млрд долларов США - Германии. В этом году оплате подлежат 3,5 млрд долларов США по обязательствам, однако Россия в своем государственном бюджете выделила на эти цели только 1,24 млрд долларов США. Сейчас Москва платит только по процентам, но не по основному долгу. Русские хотят реструктуризации своих долгов и, предположительно, их частичного списания. Шансы выглядят неплохо. Западные государства, как пишет британская газета "Economist", "тут же пойдут навстречу, если русские пригрозят им финансовым самоубийством".

Перевод: Владимир Синица