Влиятельная английская газета рассуждает, предоставит ли Международный валютный фонд помощь России и как это повлияет на переговоры России с Парижским клубом.
Отношения между Россией и различными международными организациями нельзя было назвать счастливыми. Несмотря на вложенные в нее миллиарды долларов, Россия завершила 90-е годы с более низким уровнем производства, чем она имела в начале десятилетия, и мало продвинулась на пути структурных реформ. Обсуждения, которые должны начаться с одним из крупнейших кредиторов России, Международным валютным фондом, предоставляют возможность по новому взглянуть на эти взаимоотношения.
До недавнего времени Россия, по причине своей стратегической важности, пользовалась практически полным доверием, несмотря на неудачи в проведении реформ.
Ситуация изменилась с принятием МВФ решения не оказывать России помощь во время кризиса 1998 года. Сейчас, когда цены на нефть высоки, России более не нужна поддержка МВФ. Она ее и не заслуживает: президент Владимир Путин проводил реформы в различных сферах, в частности, в налоговой, однако эти реформы были недостаточны и запоздалы. И это может послужить сильным аргументом для МВФ в пользу "размолвки" с Россией.
Однако, с практической точки зрения, это не может быть лучшей линией поведения. Программа МВФ является предпосылкой для переговоров с Парижским клубом по отсрочке выплаты долгов. Хотя Россия, вероятно, в состоянии не нарушать текущий график, пересмотр сроков может быть лучшим способом гарантировать то, что Россия действительно заплатит.
И, что более важно, существуют признаки того, что президент Путин заинтересован в продвижении реформ еще на один шаг вперед. Поэтому желательно, чтобы МВФ был вовлечен в обсуждение политики по данным вопросам, имеющим место в настоящее время.
Даже если Фонд решит, что доводы в пользу программы (помощи России - прим. пер.) убедительны, он может действовать очень осторожно.
Новая программа не должна быть привязана к выделению денег. Соглашение о праве использования кредита должно быть предусмотрено на небольшую сумму, а доступ к нему (кредиту - прим. пер.) должен быть строго оговорен.
МВФ не должен поддаваться на компромиссы касательно содержания программы. У Фонда есть несколько рычагов в данном случае, так как Россия нуждается в его одобрении для того, чтобы начать переговоры по своему долгу. Целью реформ должны стать банковский сектор, корпоративное управление, а также должно быть предусмотрено принятие закона о земле.
МВФ должен выйти за рамки краткосрочных оснований для принятия программы и принять во внимание долгосрочные риски. Обычно программы МВФ заключаются в одобрении действий правительства. Однако, судя по опыту России, ее стремление придерживаться программы далеко не всегда подтверждается.
У Фонда не должно быть иллюзий. Достижение договоренности с Россией о принятии программы подвергает его репутацию значительному риску. Если Россия еще раз не сдержит слово, то факт одобрения Фондом той или иной программы будет подвергнут дальнейшему обесцениванию.
Перевод: Рафаэль Сайдашев