Комиссия по национальной безопасности рекомендовала создать Агентство безопасности национальной территории, резко увеличить ассигнования на научные исследования и образовательные программы, а также пересмотреть структуру правительственных органов.
В среду, 31 января 2001 года, созданная под эгидой американского конгресса комиссия по национальной безопасности Соединенных Штатов Америки (U.S. Commission on National Security), ссылаясь на уязвимость США от нападения террористов, на слабо прикрытые государственные границы и угрозы, которые несут с собой новые технологии, рекомендовала учредить Агентство безопасности национальной территории (National Homeland Security Agency), резко увеличить ассигнования на научные исследования и образовательные программы, а также пересмотреть структуру правительственных органов.
Комиссия по национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, которую возглавляют бывшие сенаторы Гэри Харт (Gary Hart), демократ от штата Колорадо, и Уоррен Рудман (Warren B. Rudman), республиканец от штата Нью-Гэмпшир, предупредила, что "невозможно сохранять американское могущество и влияние (на развитие событий в мире - прим. пер.), если не осуществить важные реформы". Комиссия предложила самый радикальный план реформирования аппарата национальной безопасности США со времен аналогичной попытки реформирования, предпринятой в 1947 году.
Доклад комиссии появился как раз в тот момент, когда новая администрация Буша-младшего (George W. Bush) вплотную занялась правительственными структурами, ответственными за американскую внешнюю политику. Министр обороны США Дональд Рамсфельд ((Donald Rumsfeld) озабочен новыми угрозами, государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) пытается активизировать деятельность внешнеполитического ведомства, а советник Белого дома по национальной безопасности Кондолиза Райс (Conddoleezza Rice) занята сокращением штата и изменением функций Совета национальной безопасности США (National Security Council). Г-н Рудман сообщил, что в пятницу члены исследовательской группы должны встретиться с г-ном Пауэллом, а также планируют обсудить выработанные комиссией рекомендации в ходе встреч с другими высшими представителями администрации США.
Комиссия, в числе прочего, предлагает объединить Службу береговой охраны (Coast Guard), Таможенную службу (Customs Service), Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (Federal Emergency Management Agency) и Пограничную службу (Border Patrol) в новую организацию - Агентство безопасности национальной территории, - директор которого будет иметь статус федерального министра. Новое агентство должно взять на себя координацию усилий по предотвращению и срыву нападений (на объекты на территории США - прим. пер.), а также координацию ответных действий в случае, если нападение произошло. Будет изменена также главная задача Национальной гвардии США, которая теперь должна уделять приоритетное внимание отражению возможного нападения на территорию США. "Маловероятно, что мы останемся благословенной страной, которой мы были все эти годы, - заявил г-н Рудман, имея в виду возросшую вероятность нападения на США какой-нибудь из стран мира. - Угроза асимметрична, а мы к ней не готовы".
В докладе также предлагается к 2010 году удвоить ассигнования из федерального бюджета на науку и исследования в области новых технологий, упразднить Национальный экономический совет (National Economic Council), сократить штат и уменьшить роль Совета национальной безопасности, произвести организационно-штатные изменения в Пентагоне, объединить комиссии по утверждению и по ассигнованиям в конгрессе США, а также радикально изменить структуру Государственного департамента США.
Члены комиссии признали, что будет трудно претворить в жизнь их рекомендации, отметив при этом, что многие предлагавшиеся ими ранее планы реорганизации отдельных ведомств были положены под сукно. "Мы перечислили то, что, по нашему мнению, должно быть сделано, - сказал г-н Рудман. - Трудно - не означает невозможно". Самое главное внимание в докладе комиссии уделено проблеме борьбы с международным терроризмом. "На ближайшую четверть века прогнозируется высокая вероятность прямых нападений на американских граждан на территории Америки", - сказано в докладе группы исследователей. По всей видимости, этот вывод отражает растущие опасения политиков в момент, когда Соединенные Штаты Америки далеко опережают другие страны в возможностях для ведения традиционной войны.
Многие из содержащихся в докладе комиссии предложений фокусируются на Государственном департаменте США, который группа исследователей именует "искалеченным институтом, которому конгресс урезал ассигнования ввиду его несоответствия возложенным на него задачам", и "деморализованным и сравнительно неэффективным органом". Исследователи заявили, что это ведомство "редко бываем единодушным в своих высказываниях", что приводит к снижению его влияния и уменьшению доверия к нему в его общении с конгрессом и в осуществлении им представительских функций за рубежом". Комиссия отметила также, что многие из ключевых функций этого ведомства "были розданы по кусочкам другим ведомствам".
Комиссия предложила в интересах большего соответствия меняющейся глобальной обстановке ввести во внешнеполитическом ведомстве должности пяти заместителей государственного секретаря США по Африке, Азии, Европе, Северной и Южной Америке и Ближнему Востоку - Южной Азии, а также переопределить функциональные обязанности заместителя по международным делам. Должность заместителя по политическим вопросам предлагается упразднить, а должность заместителя по административным вопросам сохранить. Каждый из региональных заместителей государственного секретаря США будет заниматься тремя крупными направлениями: экономическими и транснациональными проблемами, политическими делами и вопросами безопасности.
Группа исследователей подвергла резкой критике также министерство обороны США, где, как сказано в докладе, раздутые штаты "создали растущую неразбериху и бюрократическую волокиту". Министерству обороны предложено в ближайшие 10 лет сократить на 20-25% расходы на инфраструктуру, прекратив выделение ассигнований возможно большему числу обеспечивающих подразделений. Исследователи пришли также к заключению, что Пентагону следует изменить процедуры закупки вооружений, чтобы сделать их менее бюрократичными и более приспособленными к потребностям долговременного планирования строительства вооруженных сил. "Процесс закупки вооружений настолько стреножен обилием законов, директив и контролирующих органов, что не способен ни своевременно разглядеть необходимость, ни воспользоваться открывшимися возможностями осуществления крупных новшеств", - говорится в докладе.
Далее там сказано, что Совет национальной безопасности взял себе такие функции в сфере политических решений, каких ему никто изначально не собирался поручать. В докладе отмечается, что Совету национальной безопасности следует вернуться к насущно необходимой роли координатора политики. В докладе, кроме того, сказано, что "советнику Белого дома по национальной безопасности следует воздерживаться от категоричных публичных высказываний". Администрация Буша-младшего уже понизила общественную значимость советника Белого дома по национальной безопасности г-жи Райс, объявив о том, что отныне эта должность не приравнивается к статусу федерального министра.
В состав комиссии, помимо Рудмана и Харта, входят также бывший спикер палаты представителей Ньют Джингрич (Newt Gingrich), республиканец от штата Джорджия; юрист и бывший заместитель министра торговли США Лионел Олмер (Lionel H. Olmer); директор Международного центра Вудро Вильсона; бывший конгрессмен Ли Гамильтон (Lee H. Hamilton), демократ от штата Индиана; руководящий работник фирмы и бывший министр ВВС США Дональд Райс (Donald B. Rice); председатель совета директоров " Lockheed Martin Corp." Норман Агустайн (Norman R. Augustine); сотрудник администраций Никсона и Форда, бывший посол США в Великобритании Энн Армстронг (Anne Armstrong); бывший верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Джон Галвин (John R. Galvin); председатель совета по международным отношениям Лесли Гельб (Leslie H. Gelb); бывший дипломатический корреспондент агентства NBC Джон Данси (John Dancy); бывший министр энергетики, министр обороны и директор Центрального разведывательного управления Джеймс Шлесинджер (James R. Schlesinger); бывший посол США в ООН Эндрю Янг (Andrew Young); и отставной адмирал Гарри Трейн (Harry D. Train).
Перевод: Виктор Федотов