Министр иностранных дел России заявил, что его страна и Соединенные Штаты Америки должны как можно скорее начать "активный и содержательный диалог" по вопросу развертывания систем защиты от баллистических ракет в горячих точках планеты.
1 февраля 2001 года. Министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил сегодня в Женеве, что его страна и Соединенные Штаты Америки должны как можно скорее начать "активный и содержательный диалог" по вопросу развертывания систем защиты от баллистических ракет в горячих точках планеты. Однако при этом г-н Иванов вновь повторил, что Москва выступает против любого плана строительства национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США в нарушение Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) от 1972 года.
Обращаясь к участникам проводимой под эгидой ООН конференции по разоружению, г-н Иванов заявил делегатам из 66 стран - членов ООН, что Россия будет работать над "целым пакетом конструктивных политических и дипломатических мер", чтобы при техническом содействии США и их союзников создать эффективную альтернативу НПРО США. Целью этих мер, как он заявил, является "рассеяние озабоченности, причем не только лишь в США, в связи с появлением так называемых новых ракетных угроз" со стороны таких стран, как Северная Корея, Иран и Ирак, и в то же время "сохранение Договора по ПРО".
Администрация Буша-младшего, как и до нее администрация Клинтона, выступает за строительство НПРО США, а также за развертывание систем ПРО на театрах военных действий. Последние должны обеспечить защиту американским войскам и базам в сравнительно небольших по территории неспокойных регионах за рубежом примерно в том же духе, как это было во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Но, как утверждают специалисты, причем не только военные, некоторые из ныне разрабатываемых для театров военных действий систем ПРО потенциально могут быть расширены с тем чтобы обеспечить прикрытие для более обширных территорий и, быть может, даже для всей континентальной части США.
Если президент Клинтон, столкнувшись с отказом России изменить Договор по ПРО от 1972 года, отложил решение по НПРО США, то г-н Буш-младший еще в период своей президентской кампании пообещал, что как можно скорее создаст национальный противоракетный щит вне зависимости от возражений со стороны России. Г-н Иванов выступал через день после того, как президент США Буш-младший имел короткий телефонный разговор с президентом России Путиным, хотя пресс-секретари обоих президентов отказываются сообщить, обсуждали ли собеседники план создания НПРО США, который стал стержнем стратегии г-на Буша-младшего в области национальной безопасности.
На следующий понедельник запланирована встреча в Вашингтоне г-на Буша-младшего с премьер-министром Канады Жаном Кретьеном, который в декабре прошлого года принимал в Оттаве г-на Путина и подписал совместное коммюнике, где сказано, что российско-американский Договор по ПРО является "краеугольным камнем стратегической стабильности".
Из числа крупных ядерных держав Россия и Китай решительно воспротивились идее отказа от российско-американского Договора по ПРО, однако при г-не Путине Россия несколько смягчила свою позицию, заявляя, что она признает наличие угрозы, которую несет с собой распространение баллистических ракет и оружия массового поражения. Прошлым летом г-н Путин предложил скооперироваться с США и европейскими державами в деле разработки систем ПРО для развертывания на театрах военных действий, которые можно было бы использовать против любой угрожающей страны.
В ходе активной дипломатической кампании г-н Путин в прошлом году нанес также внезапный визит в Северную Корею. Во время его визита северокорейский лидер Ким Чен Ир предложил отказаться от осуществления своей программы в области баллистических ракет в обмен на помощь Запада в деле вывода на орбиты северокорейских спутников. Ожидается, что г-н Путин в этом месяце снова встретится с северокорейским лидером.
На нынешней сессии в Женеве Китай тоже критиковал планы администрации Буша-младшего в области противоракетной обороны. Посол Ху Сяоди обвинил Вашингтон в стремлении к "одностороннему абсолютному превосходству" в стратегических вооружениях, чтобы приобрести способность "заниматься ядерным шантажом" других ядерных держав.
Перевод: Виктор Федотов