В Мюнхене завершила работу международная конференция по проблемам политики безопасности. Военно-политическое руководство ФРГ не решилось сказать на ней свое твердое "нет" американской системе национальной противоракетной обороны.
Понять его состояние было достаточно трудно. Мюнхенскую конференцию по проблемам безопасности открывал канцлер ФРГ Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), хотя незадолго до этого ее ведущий Хорс Тельтшик (Horst Teltschik) объявил, что канцлер болен тяжелой формой гриппа. Вид у канцлера был усталый, а его выступление, как и он сам в это воскресенье, было вялым. В своей речи он уклонился от главных вопросов. Не стал, например, говорить об отношении Германии к американской системе противоракетной обороны (НПРО). После того, как канцлер предложил участникам новое словообразование: "получение вооруженческо-политического контроля", можно было предположить, что сам он относится к проекту скептически. Такого контроля, сказал Шредер, следует добиваться и, если возможно, развивать его.
Можно было предположить, что он отсылает участников конференции к американо-российскому договору по ПРО и предупреждает о возможном нарушении этого документа в случае развертывания НПРО. Позицию Шредера не сделали более ясной и его ответы на вопросы. Однако, он дал понять, что немецкое правительство в этом вопросе делает ставку на время. Необходимо еще выяснить, сказал канцлер, какой сценарий будет положен в основу проекта. Нужно проверить технические возможности его реализации, а также то, какие последствия она будет иметь для отношений с Россией и Китаем. Необходимо ответить на эти вопросы, прежде, чем делать "поспешные выводы".
Министр иностранных дел Йошка Фишер (Joschka Fischer) подчеркнул относительный характер тезиса Шредера. По его словам, надо учитывать, "что вооруженческий проект такого масштаба будет иметь политические последствия еще до того, как он будет реализован". Эти последствия можно видеть уже сейчас. США и после завершения конференции не будут знать ответа на вопрос, как отнесется к проекту НПРО Германия. Ведь недоговоренности со скептическим подтекстом, которые отличали доклад Шредера, нельзя было не заметить и в выступлении Фишера. Аргументы против НПРО, которые приводила, прежде всего, российская сторона, сказал он, необходимо "серьезно" изучить. Надо не допустить "новой гонки вооружений, допустим, в Азии или в космосе", или ускорения распространения оружия массового уничтожения.
В другом пассаже своего выступления Фишер прямо или косвенно подверг критике искаженные оценки со стороны большого партнера. В США расширение ЕС на восток "порой не все оценивают подобающим образом". Те 136 млрд. евро, которые Европа выделит в период с 1990 года по 2006 год на развитие стран Центральной, Восточной и Южной Европы, - "настоящий европейский план Маршалла". Европейцам нет необходимости стесняться говорить и о своем присутствии на Балканах, причем как в гражданской, так и в военной сфере. Страны-члены ЕС, входящие в НАТО, "содержат там 40 тыс. военнослужащих, в четыре раза больше, чем США". Даже не принимая во внимание того факта, что активность измеряется не одним лишь количеством касок, это высказывание можно рассматривать как осознанную отповедь США.
Однако, в остальном немцы избегали острой тональности, "и Вы знаете почему", язвительно заметил Шредер, отвечая на вопросы американцев. Заявления американцев о том, что США больше не допустят, чтобы их заставили свернуть с пути реализации системы НПРО, накалили атмосферу еще до начала конференции. В Вашингтоне вызвали раздражение сообщения о визите на прошлой неделе федерального министра обороны Рудольфа Шарпинга (Rudolf Scharping) в Москву, в которых говорилось, что Шарпинг выражал симпатию российским взглядам на НПРО.
В своем выступлении в Мюнхене Шарпинг попытался сгладить противоречия между США и Россией и смягчить раздражающее воздействие проекта. Стратегия обороны от угроз международного терроризма не должна сужаться до рамок одной "технической концепции" Нужно искать ответы, которые бы согласовывались с принципом всеобщей безопасности.
Перевод: Владимир Синица