Сегодня президент России отправился с визитом в Австрию. Там его ждет немало разочарований. Их компенсирует, быть может, возможность спуститься по трассе чемпионата мира по горным лыжам.
Владимир Путин возвестил о своем государственном визите в Австрию надлежащим образом. Сегодня в аэропорту Швехат, когда президент будет целовать ручку министра иностранных дел Бениты Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner), любой политик альпийской республики будет уже в курсе того, что Путину придется затронуть неприятную тему новой концепции безопасности небольшого государства, расположенного на окраине НАТО.
Российский посол Александр Головин своевременно изложил пожелания президента в одном из своих интервью. Красно-бело-красная республика (цвета национального флага Австрии. - Прим. пер.), сказал дипломат, должна и впредь сохранять статус нейтралитета, как это предписывает Государственный договор от 1955 года. Не случайно, министр иностранных дел Игорь Иванов сделал крюк в 60 километров и проследовал через Пресбург. Сделал он это лишь только для того, чтобы выразить неудовольствие России также в столице Словакии, которая подпадает под планы продвижения Запада на восток.
Без права на голос
Разумеется, правое правительство Вены тоже не собирается сидеть сложа руки. У него достаточно пищи для разговора с московским визитером. Две недели назад кабинет утвердил новую концепцию безопасности, аналогичную скандинавской. Скандинавы, как известно, говорят не о нейтралитете, а о свободе от участия в каких-либо союзах. Документ, однако, не оставляет никаких сомнений, что Австрия решила распрощаться со статусом "вечного" нейтралитета и встала на путь, ведущий ее в НАТО.
Правда, у самых ворот альянса ей придется остановиться. Чтобы стать его членом, необходимо вносить изменения в конституцию, на что красно-зеленая оппозиция никогда не пойдет. Однако, социал-демократ Хавьер Солана (Javier Solana), бывший генеральный секретарь НАТО заметно укрепил тылы главы правительства Вольфганга Шюсселя (Wolfgang Schuessel), заявив, что без альянса "страна гор, страна рек" окажется под угрозой дефицита гарантий безопасности.
Как говорится в концепции, "вариант вступления Австрии в НАТО не сбрасывается со счетов". Этот тезис подвигнул Шюсселя дать понять российскому послу, кстати, тоже в форме интервью, что "тот на самом деле вообще не имеет права на слово".
Федеральный канцлер из предострожности решил не появляться в церемониальном зале венского Хофбурга (название бывшего императорского дворца. - Прим. пер.) на официальном ужине, который дает президент Томас Клестиль (Thomas Klestil). Днем позже он встретится с Путиным в отеле "Хоспиц" в Санкт-Кристофе на Альбереге, месте, где вероятность застольного обмена колкостями не столь велика.
Однако, такой человек, как Путин, а это бывший сотрудник спецслужб, ставший главой государства, так быстро не сдастся. Он встретится по очереди с представителями австрийских партий, в том числе с президентом парламента, членом Социалистической партии Австрии Гейнцем Фишером (Heinz Fischer), для которого нейтралитет - незыблемая догма.
В то же время Путин не хочет встречаться с глазу на глаз с функционером Свободной партии, возглавляемой Хайдером (Heider). Министр обороны Герберт Шайбнер (Herbert Schebner), член Свободной партии Австрии приглашен на ужин, устраиваемый Клестилем. Он намерен воспользоваться случаем, чтобы заявить о бесполезности всякой агитации в пользу российского истребителя-перехватчика Миг-29.
До самого последнего дня русские пытались убедить австрийцев в неоспоримости летных преимуществ и дешевизны своей чудо-птицы, давая понять, что она могла бы заменить 23 самолета "Драгон" производства концерна "Saab", которые предстоит списывать в 2003 году.
Основное преимущество: Россия может поставить МиГи в счет старых долгов бывшего Советского Союза. Основной недостаток: в новой австрийской концепции безопасности закреплен принцип унификации военной техники с техникой, находящейся на вооружении НАТО.
Еще до завершения государственного визита, а его заключительными аккордами станут праздник по случаю окончания чемпионата мира по горным лыжам на Альберге, а также частный отдых президента, Владимира Путин собирается встретиться с главой миссии ОНН, резиденция которого находится в Вене.
Жребий пал не на обсуждение проблемы промышленного развития или подготовки договора между соответствующими президентами о запрете испытаний ядерного оружия, а на встречу с главным борцом с наркотиками Пино Арлаччи (Pino Arlacci), фигура которого оказалась в центре скандала.
В понедельник нью-йоркская комиссия ООН начала в отношении итальянца расследование в связи со злоупотреблением служебным положением. Утверждается, что бывший сицилийский охотник за мафией попал в Вене под сильное влияние спецслужбы, являющейся правопреемницей советского КГБ.
Опубликованы имена агентов
Можно почти не сомневаться, что Путин хочет получить от Арлачии информацию о чрезвычайно запутанной ситуации с наркотиками на южных границах его империи. Некоторые специалисты уже обратили внимание на то, что Арлаччи изменил свое прежнее мнение относительно опасности, которая исходит из Афганистана. Сейчас он официально соглашается с предупреждениями, которые делают русские.
Однако, это только часть кампании, призванной воспрепятствовать росту активизации российских спецслужб, на что, естественно, обращает серьезное внимание в Вене не менее активное ЦРУ. Не будет неожиданным, если Путин после возвращения выпишет пачку командировочных предписаний для своих старых товарищей.
Перевод: Владимир Синица