В Германии существуют две различные школы представлений о России. Одна из них видит будущее России, скорее, оптимистически, верит, что страна сделала свой выбор в пользу Европы, что западные предприятия в долгосрочной перспективе могут заработать на российском рынке хорошие деньги. Представители другой школы смотрят на Россию с недоверием и опасаются ее помехоустойчивого и конфликтного потенциала.
Оптимисты говорят: Запад, будучи партнером России, должен проявлять терпение, работать над тем, чтобы превратить ее в фактор стабильности в Восточной Европе. К ним относятся многие ведущие представители немецкой экономики. Судя по всему, именно они оказывают решающее влияние на российскую политику Герхарда Шредера. Они не усматривают ничего негативного в политике Президента Владимира Путина по наведению порядка, хотя вынуждены признавать, что в России по-прежнему не хватает правовой уверенности, не устранены многие бюрократические препоны для инвесторов, продолжается бегство капитала, не проведена реформа банковской системы, в стороне от приватизации государственной собственности остаются западные концерны. Иностранцы, как и раньше, не обладают правом собственности, почти нет признаков реальной борьбы с коррупцией.
Пессимисты очень сомневаются в успехе процесса реформирования. Они считают, что единственно, чем занят Кремль, так это восстановлением своего статуса мировой державы. Доказательств этого предостаточно: Россия принципиально не признает западные демократические ценности, игнорирует заключенные соглашения, например, о возвращении Германии долгов, трофейных ценностей культуры, удерживаемых со времени второй мировой войны, вопросы соблюдения прав человека.
Представители этого лагеря скептиков советуют федеральному правительству держаться от Путина на дистанции, пока существуют серьезные сомнения в демократической ориентации сознания бывшего шефа службы безопасности. Вместо того чтобы аплодировать Путину по поводу его усилий, направленных на консолидацию власти, Шредер должен потребовать от него четкого ответа относительно не проведенного до сих пор рыночного реформирования экономики и обещанного строительства гражданского общества. Федеральное правительство хотело бы удовлетворить требования представителей обеих школ. Оно верит, что недоверие могут устранить конкретные, прагматические планы сотрудничества. Речь идет прежде всего о тесном сотрудничестве в тех областях, где обе стороны могут извлечь максимальную выгоду. Это, например, борьба с организованной преступностью, расширение транспортной сети, строительство новых трубопроводов для транспортировки энергоносителей с Востока на Запад, обезвреживание российских ядерных боеголовок, защита окружающей среды, гражданская авиация и освоение космического пространства.
В целом каталог пожеланий немецкой стороны включает следующее: Россия должна стать нормальной европейской страной, которая имеет современное европейское мышление и не идентифицирует себя в Европе, прибегая к политике с позиции силы. Она улаживает конфликты на своей территории, например, в Чечне, мирным путем, заключает на долгосрочной основе соглашение о свободной торговле с ЕС, вступает во Всемирную торговую организацию. Она ведет себя в Совете Безопасности ООН, а также в группе стран "восьмерки" как ответственный партнер, а не как держава, лишь накладывающая вето при решении глобальных проблем мировой политики.
Перевод: Владимир Синица