Авторам картин нельзя отказать в смелости. На одном полотне Владимир Путин, необыкновенно величественный, изображен стоящим под одной из башен Кремлевской стены и обозревающим свою империю. На другой картине он, приняв героическую позу защитника Отечества, вглядывается в неспокойные воды океана, на голове пилотка подводника, а в руках бинокль. Последняя выставка в художественной галерее Союза творчества, что расположена в Москве, рядом с Триумфальной площадью, привлекла пристальное внимание не одного посетителя. Девять портретов российского президента дают возможность познакомиться с самыми разными сторонами его жизни, от безмятежной юности до величия власти. Выставка называется "Наш Путин".
В стране, где издавна преклоняются перед своими правителями, будь то цари или генеральные секретари, имя и изображение навязчиво соседствуют в памяти как нечто давно знакомое. Когда-то это был "Наш Ленин". Сталина называли "Наш Вождь". Прогулка по небольшой подвальной галерее создает впечатление, что культ личности возвращается.
"Ну и пусть, - сказал Федор Дубровин, один из художников, рисовавших портреты. - В любом обществе должен быть культ положительного персонажа. Почему бы не пропагандировать это изображение? Люди пытаются быть похожими на него. Он - ролевая модель". Дубровин, которому сейчас 42 года, на несколько лет моложе президента России. Он указывает на свою голову и поясняет, что только что посетил парикмахерскую, где ему задали вопрос: "Хотите, мы вас пострижем под Путина?". "Почему бы и нет", - ответил он.
Архитектору Наталье Бибиковой все это не по душе. Тридцатишестилетняя женщина на днях стояла в галерее, пристально вглядываясь в портрет Путина на берегу моря, нарисованный по хорошо известному фотоснимку, который был сделан в момент, когда будущий президент посещал корабли ВМФ России. "Я думаю, что это ужасно, когда они пишут портреты Путина", - сказала она. - Мы не так далеко ушли от старых времен. Меня просто пугает перспектива снова пойти тем же путем".
То, что Путин оказался объектом обожествления, возможно, говорит столько же о российском народе, сколько и о его лидере. Путин открыто не требовал подобных проявлений почтения, но он также и не особенно старался отговаривать художников. Они, по меньшей мере в малом, выходят из многолетней опалы, в которую попали после развала Советского Союза. Это еще один признак тоски по временам, когда жизнь была менее свободной, но более упорядоченной. "Люди начинают видеть не прежнюю систему ценностей, но символы прежней системы, так как эти символы в их сознании ассоциируются с хорошими временами, - сказал аналитик московского Центра Карнеги Андрей Рябов. - Они очень устали после 10 лет революции. Они ждут, когда наступит новая эра спокойствия".
Кажется, Путин понимает эту напряженность в общественных умонастроениях и не колеблясь идет ей навстречу, что было особенно наглядно продемонстрировано его решением утвердить, вопреки возражениям реформистов, музыку старого советского гимна в качестве национального гимна России. "Существует ностальгия по старым временам, в том числе тоска по вещам такого сорта, - заявил лидер движения "Яблоко" и один из самых известных в стране пропагандистов реформ Григорий Явлинский. - Именно так советский народ понимал закон и порядок - именно поэтому возникает чувство ностальгии". И все это вместе, добавил он, помогает Путину строить, по определению Явлинского, "новое полицейское государство".
Мысль о том, что культ личности может вырасти вокруг руководителя, который так мало раскрывается перед публикой, возможно, покажется ироничной, однако понемногу начинают накапливаться подтверждающие эту мысль примеры. Самые явные из них связаны с Санкт-Петербургом, родным городом Путина. В прошлом году местное отделение прокремлевской партии "Единство" выпустило в свет брошюру для детей, в которой молодой "Вова" мифологизирован в таком стиле, что невольно вспоминаешь книжки для советских детишек о юности Ленина. Один член партии "Единство" запустил проект создания серии бюстов взрослого Путина. Один бизнесмен установил мемориальную дощечку на клене, который много лет назад посадил Путин. Разумеется, любой город, где родился и вырос президент страны, ищет пути и способы его прославления. В городе Изборск, что находится в северо-западной части России, директор местного музея предлагает пешеходную экскурсию к месту, где останавливался Путин, когда его кортеж проезжал через город. В подмосковных Мытищах местная газета опубликовала поэму под названием "Любимый Президент", пообещав, что при Путине "Россию ожидает всемирная слава".
Недавно Путин дал понять, что ощущает дискомфорт в связи со всеми этими делами. Помощники Путина вмешались, чтобы остановить выпуск президентских бюстов, а сам президент заявил корреспондентам, что предпочел бы в дальнейшем не сталкиваться с проектами такого рода. "Я бы хотел выразить им свою признательность, но попросить больше такого не делать, - заявил он. - Я бы попросил их не писать обо мне книг и не отливать моих бюстов". Но при этом он покорно добавил, что "не в его силах помешать им".
Пока Путин не приезжал в галерею Союза творчества, чтобы взглянуть на свои изображения, хотя она находится неподалеку от его кабинета в Кремле. Это в общем-то и не галерея как таковая, по меньшей мере, в сравнении с Третьяковской галереей или другими известными московскими музеями изобразительных искусств. В подвальном помещении стареющего административного здания, почти рядом с раздевалкой для рабочих, демонстрируются несколько десятков авторских работ. Основным источником дохода для галереи является продажа картинных рам посетителям, которых привлекло сюда искусство. Совершенно очевидно, что выставка "Наш Путин", двухнедельный показ которой завершается в ближайшую среду, является настолько же рекламным трюком, насколько и политическим заявлением, благодаря которому она попала на первую страницу популярной московской газеты, в результате чего посещаемость выставки возросла на 20%. Президент галереи, психолог-любитель Олег Калмыков заявил, что хотел бы понаблюдать за реакцией публики. "Я хотел протестировать наше общество, - сказал он. - Это своего рода эксперимент".
Перевод: Виктор Федотов