Воздушные налеты на Ирак привели к обострению и без того непростых отношений между союзниками Североатлантического альянса.
Ну вот, снова появилась работа. Надо писать новые справки, менять приоритетность тем. Министрам в срочном порядке понадобилось проведение "брифингов" о положении в Ираке и т.д. Чем, собственно, заняты Саддам (Saddam), оппозиция и население? Бедные дипломаты разъехались по всему миру. Даже известный своей многословностью Хавьер Солана (Javier Solana), ставший высокопоставленным представителем ЕС по вопросам внешней и оборонной политики, не помнит, когда в последний раз говорил что-то на иракскую тему. Благодаря американским бомбам, упавшим на пригород Багдада, в центре внимания общественности совершенно неожиданно вновь оказался конфликт, о котором европейские стратеги, в лучшем случае, еще не забыли.
Все это произошло в тот момент, когда в ближайшие дни предстояло рассмотрение совершенно других приоритетных тем. В частности, предполагалось определить принципиальные параметры американо-европейских отношений, а также меры, которые должны способствовать достижению согласия с Россией. Генеральный секретарь НАТО Робертсон (Robertson) сегодня - в Москве, министр иностранных дел ФРГ Фишер (Fischer) - в Вашингтоне, в конце недели туда же отправится Тони Блэр (Tony Blair). Госсекретарь США Пауэлл (Powell) прибудет сразу после этого в Брюссель, где будет работать в европейской комиссии и в штаб-квартире НАТО.
Как и всегда, когда в США приходит новый президент, перед США и их западными союзниками встает задача инвентаризации своих отношений. Однако на этот раз речь идет не только о проявлении дружеских чувств. Отнюдь. Стремление Европы быть самостоятельной военной державой, планы США по созданию щита против ракет государств-изгоев значительно обострили в НАТО отношения между союзниками, породили в некоторых столицах недоверие. Сейчас многое будет зависеть от дипломатического мастерства Джорджа Буша (George Bush). "Настроение в альянсе плохое", - предупреждают уже не первую неделю функционеры НАТО из Брюсселя. Бомбы Буша, упавшие на Багдад, вряд ли поднимут настроение, поскольку бомбардировки, судя по всему, были далеко не "рутинным делом". Согласно сообщениям британской прессы, Буш недавно снял ограничения на применение боевой авиации, которые действовали длительное время при его предшественнике. И сразу же под удар попали позиции радарных установок вблизи иракской столицы, которые, вполне очевидно, постоянно создавали в обеих зонах безопасности угрозу американским и британским пилотам. Посмотрите, в городе новый шериф - наверное, это должна была показать предпринятая акция. То, что Саддам Хусейн встревожен такой новой политикой, на Западе никого не трогает. Однако и союзники должны срочно искать для местной публики объяснения тому, о чем они и сами-то вряд ли информированы.
Например, в Германии. В декабре 1998 года, когда воздушному нападению были подвергнуты цели под Багдадом, канцлер Шредер (Schroeder) был предупрежден об этом заранее. Правда, в последнюю минуту, и сделал это, между прочим, британский премьер Блэр. На этот раз американцы никого из своих союзников по НАТО не предупредили, за исключением англичан и, предположительно, французов. Париж, очевидно, получил предупреждение в рамках информации американцев, направленной в адрес пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Однако не только это вызывает неудовольствие красно-зеленого правительства. Новый председатель Партии зеленых Клаудиа Рот (Claudia Roth) резко критикует бомбардировки. Запад, по ее словам, может оказаться невольным пособником упрочения позиций Саддама. Молчит пока министр иностранных дел Йошка Фишер, не балует официальными заявлениями и ведомство канцлера. В то же время член ХДС министр Фолькер Рюэ (Volker Ruehe) требует, чтобы немцы "недвусмысленно" выступили с одобрением акции. Министр считает, что красно-зеленое правительство разрушило германо-американские отношения. Наглядное доказательство этому он видит в том, что Берлин не был в курсе планировавшейся бомбардировки.
Воздушное нападение США отнюдь не облегчает жизнь и правительству Франции. Десять лет назад французские войска принимали участие в войне в Персидском заливе в составе коалиции, из которой, однако, вышли в 1998 году. С тех пор французы выступают за снятие санкций в отношении Ирака. Теперь у президента и премьера появится, видимо, еще больше проблем, связанных с попытками Франции уладить спор о будущих европейских силах быстрого реагирования и американской системой противоракетной обороны. Русские будут рады этому. Они уже неоднократно пытались настроить Берлин или правительства других стран ЕС против США в вопросе НПРО.
Одним словом, сопротивление на невидимых фронтах внутри НАТО стало несколько ожесточеннее. В настоящее время США обвиняют европейцев в том, что те, создавая свою собственную европейскую армию, собираются потеснить НАТО. А европейцы обвиняют новую администрацию Буша в том, что та готова заплатить любую цену за развертывание противоракетного щита.
В Европе лишь только одно правительство с гордостью демонстрирует свое хорошее настроение: правительство Великобритании. Это была "совместная операция", - заявил министр иностранных дел Робин Кук (Robin Cook). "И совместное решение", - добавляет он, что должно означать, что англичане сохраняют самые лучшие отношения с большим братом.
Перевод: Владимир Синица