Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Financial Times" (Великобритания): Видеть больше, чем только Саддама

У Буша в этом регионе есть более важные интересы, чем устранение от власти г-на Саддама

"The Financial Times" (Великобритания): Видеть больше, чем только Саддама picture
The Financial Times (Великобритания): Видеть больше, чем только Саддама picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Представитель новой администрации назвал Саддама Хусейна "опасной помехой", однако специалисты по Ближнему Востоку считают, что Буш преследует более важные стратегические интересы на Ближнем Востоке, чем свержение режима Саддама.

Осуждение мировым сообществом воздушных ударов США и Великобритании по объектам, расположенным вблизи столицы Ирака, несет с собой осторожное предупреждение президенту США Бушу-младшему (George W. Bush): не делайте Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) своей навязчивой идеей. Один из сотрудников новой администрации США назвал иракского лидера "опасной помехой", но специалисты по Ближнему Востоку заявляют, что у г-на Буша-младшего в этом регионе есть более важные интересы, чем устранение от власти г-на Саддама. По их оценкам, данный регион сейчас ближе к войне, чем когда-либо за последнее десятилетие. С учетом того, что напряженность в арабо-израильских отношениях достигла точки кипения, а иракский руководитель восстанавливает связи со своими арабскими соседями, ставки для США возросли.

Хотя имеется соблазн расценить воздушную бомбардировку иракских объектов в прошлую пятницу как свидетельство новой, более наступательной политики в отношении Ирака, фактически администрация Буша-младшего еще только вырабатывает свой подход к проблеме Ирака. Судя по тому, что продолжаются проверки анкетных данных каждого кандидата на должность в новой администрации США, люди, которые должны разрабатывать новую стратегию, к решению этой задачи пока не приступали. Когда они этим займутся, то увидят, что режим экономических санкций против Ирака рассыпается, а внутри и вне арабского мира ширится оппозиция этой политике, которая, как считают, ухудшает и без того бедственное положение иракского народа.

США оправдывают совершенные в пятницу воздушные налеты как попытку справиться с более агрессивной тактикой средств противовоздушной обороны Ирака. Но, как заявляет редактор издаваемой в Лондоне иракской газеты Iraqi File Гассан аль-Атийя (Ghassan al-Atiyyah): "США, возможно, решили одну тактическую задачу и доказали, что не станут мириться с нарушениями со стороны Ирака, но в то же время они открыли для себя другие проблемы". Он добавляет: "Если это начало действительного вовлечения США в дела Ирака, тогда оно должно стать частью стратегии, которая не позволит Саддаму восстановить свою военную мощь". А для этого, как утверждает Гассан аль-Атийя, важное значение имеет примирение Сирии с Израилем.

Некоторые намеки на позицию новой американской администрации в вопросе об Ираке можно увидеть в высказываниях государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell), который достаточно много говорит об этой проблеме. Г-н Пауэлл, который вскоре собирается посетить Ближний Восток, полагает, что проблема Ирака в сущности сводится к проблеме контроля над вооружениями. Он признает наличие брешей в союзе против иракского лидера, но при этом добавляет: "Я полагаю, что у всех нас одна цель, и думаю, что мы можем объединиться в своем стремлении достичь этой цели. В плане контроля над вооружениями мы не должны позволить этому режиму получить доступ к оружию массового поражения".

<┘>

Г-на Пауэлла, хотя во время войны в Персидском заливе он был председателем комитета начальников штабов США, считают не таким "ястребом" в вопросе об Ираке, как, например, вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) и министра обороны США Дональда Рамсфельда (Donald Rumsfeld). Пауль Вольфовиц (Paul Wolfowitz), ставший заместителем г-на Рамсфельда, в 1998 году призывал американских военных создать на юге Ирака плацдарм для операций, направленных на устранение от власти Саддама. Он и некоторые другие выступали также за то, чтобы поддержать оппозиционные иракские группировки, которые другие вашингтонские аналитики считают слишком слабыми и сильно расходящимися во мнениях, чтобы быть эффективными.

Тем не менее в том, что говорит г-н Пауэлл, усматриваются ростки новой политики. Подобная политика будет прежде всего стремиться нейтрализовать широко распространенную в арабском мире и в Совете Безопасности ООН оппозицию международному экономическому эмбарго против Ирака. А для этого следует сосредоточиться на сущности проблемы: программах г-на Саддама в области оружия массового поражения и средств его доставки к целям. Новая политика должна уточнить международные санкции, чтобы прежде всего остановить те виды импорта, которые могут быть использованы иракскими военными или в иракских программах разработки вооружений, а также лишить г-на Саддама и его окружение финансовых средств и свободы передвижения. Возможно, при новом режиме санкций будут разрешены те виды импорта, которые необходимы для восстановления инфраструктуры Ирака, и разрешены иностранные инвестиции в иракскую нефтяную промышленность.

Такой подход, как заявляет Меган О'Салливэн (Meghan O'Sullivan) из вашингтонского аналитического Института Брукингса, позволит осуществлять и в дальнейшем сдерживание иракского лидера, но в то же время ослабит международное впечатление о санкциях как средстве ущемления интересов иракского народа, а также удовлетворит коммерческие интересы, особенно Франции и России, которые сегодня настаивают на отмене эмбарго.

Тем не менее возникают некоторые вопросы, например: как будет контролироваться выполнение эмбарго и допустит ли Ирак мониторинг вооружений внутри страны. <┘>

Чарльз Дьюлфер (Charles Duelfer), бывший заместитель специальной комиссии ООН по Ираку Юнском (Unscom), учрежденной после войны в Заливе для изучения иракских программ разработки вооружений, полагает, что Юнмовик (Unmovic - агентство, пришедшее на смену комиссии Юнском) не сможет эффективно осуществлять контроль над иракскими программами разработки вооружений: "Если Ирак и впустит их, им не будет позволено найти что-либо". Агентство "обязано докладывать о наличии программ разработки вооружений, но не обязано делать суждения по этому поводу", - заявил г-н Дьюфлер, работающий ныне в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

Что же произойдет с двумя основными пунктами политики США по отношению к Ираку: с присутствием войск США (и Великобритании) в регионе и с взаимоотношениями администрации США с иракской оппозицией?

Администрация Буша, судя по всему, будет поддерживать оппозицию. Однако в долгосрочных интересах США был бы единый Ирак, в то время как многочисленные оппозиционные группы могут разделить страну на несколько частей. <...>

Некоторые военные специалисты полагают, что патрулирование закрытых от полетов зон создает излишние нагрузки для вооруженных сил и оборудования. После окончания войны в Заливе было сделано около 200 000 самолетовылетов.

Специалисты склоняются к отходу от воздушного патрулирования в сторону военного сдерживания угрозой проведения мощных атак в случае появления свидетельств осуществления Ираком программ разработки вооружений.

Некоторые официальные лица США считают, что в регионе мог бы пользоваться поддержкой и более решительный подход, который предусматривал бы отправку войск для создания военного анклава в южной части Ирака, с территории которого группы оппозиции могли бы осуществлять свою деятельность по свержению режима. <┘>

После окончания войны в Заливе, общественное мнение США склонялось в пользу решительных действий против г-на Саддама. Однако это может быть рискованно для новой администрации. "Это дерзкая идея, - говорит г-н Дьюфлер, - однако она может покончить с режимом в Вашингтоне так же, как и с режимом в Багдаде".

Сокращенный перевод: Виктор Федотов, Рафаэль Сайдашев