Осуждение мировым сообществом воздушных ударов США и Великобритании по объектам, расположенным вблизи столицы Ирака, несет с собой осторожное предупреждение президенту США Бушу-младшему (George W. Bush): не делайте Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) своей навязчивой идеей. Один из сотрудников новой администрации США назвал иракского лидера "опасной помехой", но специалисты по Ближнему Востоку заявляют, что у г-на Буша-младшего в этом регионе есть более важные интересы, чем устранение от власти г-на Саддама. По их оценкам, данный регион сейчас ближе к войне, чем когда-либо за последнее десятилетие. С учетом того, что напряженность в арабо-израильских отношениях достигла точки кипения, а иракский руководитель восстанавливает связи со своими арабскими соседями, ставки для США возросли.
Хотя имеется соблазн расценить воздушную бомбардировку иракских объектов в прошлую пятницу как свидетельство новой, более наступательной политики в отношении Ирака, фактически администрация Буша-младшего еще только вырабатывает свой подход к проблеме Ирака. Судя по тому, что продолжаются проверки анкетных данных каждого кандидата на должность в новой администрации США, люди, которые должны разрабатывать новую стратегию, к решению этой задачи пока не приступали. Когда они этим займутся, то увидят, что режим экономических санкций против Ирака рассыпается, а внутри и вне арабского мира ширится оппозиция этой политике, которая, как считают, ухудшает и без того бедственное положение иракского народа.
США оправдывают совершенные в пятницу воздушные налеты как попытку справиться с более агрессивной тактикой средств противовоздушной обороны Ирака. Но, как заявляет редактор издаваемой в Лондоне иракской газеты Iraqi File Гассан аль-Атийя (Ghassan al-Atiyyah): "США, возможно, решили одну тактическую задачу и доказали, что не станут мириться с нарушениями со стороны Ирака, но в то же время они открыли для себя другие проблемы". Он добавляет: "Если это начало действительного вовлечения США в дела Ирака, тогда оно должно стать частью стратегии, которая не позволит Саддаму восстановить свою военную мощь". А для этого, как утверждает Гассан аль-Атийя, важное значение имеет примирение Сирии с Израилем.
Некоторые намеки на позицию новой американской администрации в вопросе об Ираке можно увидеть в высказываниях государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell), который достаточно много говорит об этой проблеме. Г-н Пауэлл, который вскоре собирается посетить Ближний Восток, полагает, что проблема Ирака в сущности сводится к проблеме контроля над вооружениями. Он признает наличие брешей в союзе против иракского лидера, но при этом добавляет: "Я полагаю, что у всех нас одна цель, и думаю, что мы можем объединиться в своем стремлении достичь этой цели. В плане контроля над вооружениями мы не должны позволить этому режиму получить доступ к оружию массового поражения".
<┘>
Г-на Пауэлла, хотя во время войны в Персидском заливе он был председателем комитета начальников штабов США, считают не таким "ястребом" в вопросе об Ираке, как, например, вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) и министра обороны США Дональда Рамсфельда (Donald Rumsfeld). Пауль Вольфовиц (Paul Wolfowitz), ставший заместителем г-на Рамсфельда, в 1998 году призывал американских военных создать на юге Ирака плацдарм для операций, направленных на устранение от власти Саддама. Он и некоторые другие выступали также за то, чтобы поддержать оппозиционные иракские группировки, которые другие вашингтонские аналитики считают слишком слабыми и сильно расходящимися во мнениях, чтобы быть эффективными.
Тем не менее в том, что говорит г-н Пауэлл, усматриваются ростки новой политики. Подобная политика будет прежде всего стремиться нейтрализовать широко распространенную в арабском мире и в Совете Безопасности ООН оппозицию международному экономическому эмбарго против Ирака. А для этого следует сосредоточиться на сущности проблемы: программах г-на Саддама в области оружия массового поражения и средств его доставки к целям. Новая политика должна уточнить международные санкции, чтобы прежде всего остановить те виды импорта, которые могут быть использованы иракскими военными или в иракских программах разработки вооружений, а также лишить г-на Саддама и его окружение финансовых средств и свободы передвижения. Возможно, при новом режиме санкций будут разрешены те виды импорта, которые необходимы для восстановления инфраструктуры Ирака, и разрешены иностранные инвестиции в иракскую нефтяную промышленность.
Такой подход, как заявляет Меган О'Салливэн (Meghan O'Sullivan) из вашингтонского аналитического Института Брукингса, позволит осуществлять и в дальнейшем сдерживание иракского лидера, но в то же время ослабит международное впечатление о санкциях как средстве ущемления интересов иракского народа, а также удовлетворит коммерческие интересы, особенно Франции и России, которые сегодня настаивают на отмене эмбарго.
Тем не менее возникают некоторые вопросы, например: как будет контролироваться выполнение эмбарго и допустит ли Ирак мониторинг вооружений внутри страны. <┘>
Чарльз Дьюлфер (Charles Duelfer), бывший заместитель специальной комиссии ООН по Ираку Юнском (Unscom), учрежденной после войны в Заливе для изучения иракских программ разработки вооружений, полагает, что Юнмовик (Unmovic - агентство, пришедшее на смену комиссии Юнском) не сможет эффективно осуществлять контроль над иракскими программами разработки вооружений: "Если Ирак и впустит их, им не будет позволено найти что-либо". Агентство "обязано докладывать о наличии программ разработки вооружений, но не обязано делать суждения по этому поводу", - заявил г-н Дьюфлер, работающий ныне в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Что же произойдет с двумя основными пунктами политики США по отношению к Ираку: с присутствием войск США (и Великобритании) в регионе и с взаимоотношениями администрации США с иракской оппозицией?
Администрация Буша, судя по всему, будет поддерживать оппозицию. Однако в долгосрочных интересах США был бы единый Ирак, в то время как многочисленные оппозиционные группы могут разделить страну на несколько частей. <...>
Некоторые военные специалисты полагают, что патрулирование закрытых от полетов зон создает излишние нагрузки для вооруженных сил и оборудования. После окончания войны в Заливе было сделано около 200 000 самолетовылетов.
Специалисты склоняются к отходу от воздушного патрулирования в сторону военного сдерживания угрозой проведения мощных атак в случае появления свидетельств осуществления Ираком программ разработки вооружений.
Некоторые официальные лица США считают, что в регионе мог бы пользоваться поддержкой и более решительный подход, который предусматривал бы отправку войск для создания военного анклава в южной части Ирака, с территории которого группы оппозиции могли бы осуществлять свою деятельность по свержению режима. <┘>
После окончания войны в Заливе, общественное мнение США склонялось в пользу решительных действий против г-на Саддама. Однако это может быть рискованно для новой администрации. "Это дерзкая идея, - говорит г-н Дьюфлер, - однако она может покончить с режимом в Вашингтоне так же, как и с режимом в Багдаде".
Сокращенный перевод: Виктор Федотов, Рафаэль Сайдашев