Если западноевропейские правительства озабочены первыми шагами администрации Буша-младшего (George W. Bush), - а это так и есть - тогда представьте себе, какими они видятся в наши дни на другой стороне Атлантики менее стабильным, чувствующим себя не столь безопасно, менее продвинутым на пути демократических преобразований странам Центральной и Восточной Европы.
Руководители Франции и Германии обеспокоены решимостью г-на Буша-младшего приступить к строительству национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США даже если это будет означать выход из российско-американского Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года. Но для Литвы и ее прибалтийских соседей, которые считают наиболее вероятной угрозу со стороны не Пхеньяна, но Москвы, военные приоритеты Америки могут казаться явно тревожными в том смысле, что они могут привести к усилению напряженности в отношениях между Россией и Западом, хотя оборонные ресурсы направляются на защиту от третьих стран.
Лица, ответственные за планирование Европейского союза, раздражены первыми заявлениями новой вашингтонской администрации, в которых принижается значимость плана создания европейских сил быстрого реагирования и содержатся указания на возможность сокращения численности контингента вооруженных сил США на Балканах. Однако в умах руководителей Польши и Венгрии, которые сегодня являются членами НАТО, в связи с трансатлантическими дискуссиями по вопросам структуры и ресурсов всплывает катастрофический, но не так уж и невероятный сценарий замены американских войск в близлежащих Боснии и Косово на войска Европейского союза, куда эти две страны не входят.
Политики в Вашингтоне и Париже, возможно, считают, что центробежные силы, воздействующие на трансатлантические связи, терпимы и, быть может, даже неизбежны. Но для европейских государств, ранее входивших в советский блок, эти центробежные силы вскоре могут стать элементом геополитического кризиса. Российский президент Владимир Путин предпринимает решительные меры с тем, чтобы восстановить политическое господство Москвы над такими странами, как Грузия и Украина, и укрепить ее способность влиять на решения в других европейских столицах вплоть до Вены.
Тем временем разногласия среди союзников по обе стороны Атлантики, которые администрация Буша-младшего унаследовала и, по крайней мере поначалу, усугубила, заставляют предположить, что (Североатлантический) альянс слишком занят обсуждением космических систем оружия, чтобы уделять внимание периферийным уголкам Европы, или, что еще хуже, расколот на два лагеря - Американский и Европейского союза - где нет места странам Центральной и Восточной Европы. Не получится ли так, что половина Европы будет поставлена перед выбором: либо неуверенное партнерство с Западом, либо сползание обратно в сферу влияния Москвы? Вполне возможно, что это будет зависеть от того, как администрация Буша-младшего подойдет к решению третьей важной проблемы своей повестки дня, о которой она предпочитает много не говорить и которая касается европейской безопасности: расширение НАТО.
Девять стран Центральной и Восточной Европы, в том числе три бывшие советские республики, три бывшие страны Организации Варшавского Договора и три прибалтийские страны, надеются быть приглашенными в НАТО на встрече на высшем уровне, которая состоится в будущем году в Праге. Если эти кандидаты будут приняты в члены НАТО, то это будет определенно означать расширение союза западных государств - и главенствующей роли США, которая будет сопутствовать такому расширению - во всей Европе, при одновременной консолидации свободной политики и свободных рынков, которые создаются в странах от Латвии, Эстонии и Литвы (на севере) до Румынии, Словакии и Болгарии (в центре и на юге) и далее до Македонии, Словении и Албании (на Балканах). Если их не принять в НАТО, то это будет равноценно приглашению России к восстановлению своего влияния в регионе, вместе с авторитарной политикой и антиамериканским внешнеполитическим курсом, который ныне воцаряется в Москве.
Путинская Россия наверняка будет противиться очередному расширению НАТО на восток более активно, чем Борис Ельцин в 1997 году противился принятию в члены Североатлантического альянса Польши, Венгрии и Чешской Республики. Но, в отличие от строительства НПРО США, которое г-н Путин также стремится заблокировать, расширение НАТО имеет одно серьезное преимущество: администрация Буша-младшего и Европа кажутся согласными с ним в общем и целом. "Это один из немногих конструктивных пунктов повестки дня Североатлантического союза, который является скорее объединяющим, чем разъединяющим", - заявил бывший советник Белого дома по национальной безопасности Збигнев Бзежинский (Zbigniew Brzezinski), который является одним из ведущих пропагандистов идеи расширения НАТО.
Европейским правительствам, хотя они, возможно, и чувствуют себя неуютно при мысли о господствующем положении США в Североатлантическом союзе, нравится идея расширения НАТО, потому что она ведет к разрастанию зоны стабильной демократии на континенте без расширения Европейского союза - процесса, который требует куда больших жертв как от нынешних, так и от будущих членов. Разногласия (в вопросе о расширении НАТО - прим. пер.) сводятся к обсуждению вопроса о приоритетах и сроках принятия в НАТО новых членов. Правительства большинства стран Европы не возражают против членства в НАТО, к примеру, Словении и Словакии, но некоторые из них сомневаются в необходимости принятия в НАТО прибалтийских государств, поскольку их статус бывших советских республик может провоцировать более сильный гнев Москвы.
Далее стоит упомянуть о проблемах Пентагона, которые озвучил министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) на недавней конференции в Мюнхене. Генералы не желают, чтобы политические соображения играли главенствующую роль при решении вопроса о принятии в НАТО новых стран, армии которых фактически не способны участвовать в операциях сил НАТО. Далее, в конгрессе США имеются неоизоляционисты, которые захотят знать, почему американские солдаты, по меньшей мере теоретически, могут быть отправлены защищать такие столицы, как Любляна и Братислава.
Пожалуй, именно эти внутренние соображения заставляют команду Буша-младшего до сего времени не торопиться с расширением НАТО. Тем не менее администрация США неоднократно заявляла, что укрепление Североатлантического союза является одной из ее первоочередных целей, хотя другие программы, которыми она сегодня активно занимается и которые в конце концов могут оказаться успешными, едва ли позволят ей добиться этой своей цели в ближайшей перспективе. "Фактом остается то, что где-то в первой половине текущего года президент США Буш-младший должен будет представить конструктивные предложения по НАТО", - заявляет посол Польши в Вашингтоне Пшемислав Грудзински (Przemyslaw Grudzinski). Как известно, Польша активно агитирует за принятие в НАТО новых членов. Г-н Грудзински отмечает: "Не так уж и много имеется инструментов, которые могут быть использованы для укрепления альянса. Расширение безусловно является одним из таких инструментов".
Перевод: Виктор Федотов