Владимир Путин не только говорит, но и подтверждает свои слова действиями.
Жители Центральной и Восточной Европы считают, что они лучше, чем кто-либо понимают Россию и россиян. Сейчас они серьезно озабочены российским президентом, Владимиром Путиным, который не только ведет разговоры об обновленной империи, но и предпринимает шаги в этом направлении, несмотря на всестороннее ослабление страны.
Г-н Путин придает особое значение защите национальных интересов России, чего не было в годы преклонения перед Западом при Борисе Ельцине. В то время как г-н Ельцин безразлично относился к событиям, происходящим в государствах - республиках бывшего Советского Союза, г-н Путин настаивает, что они являются частью российской "сферы влияния" и имеют стратегически важное значение для России.
Этих утверждений уже достаточно, что бы расстроить тех, кто раньше уже жил под ярмом Москвы, однако сейчас действия г-на Путина на Украине, в Грузии, Молдавии и Азербайджане имеют реальные последствия для будущих отношений Восток-Запад, создавая препятствия на пути дальнейшего расширения НАТО. В Румынии и государствах Балтии растет желание укрыться под зонтиком НАТО как можно скорее.
Хоть г-н Ельцин и осуждал расширение НАТО в 1999 году, он в какой-то части отнесся к нему мягко, так как первый круг расширения был невелик: Польша, Венгрия и Чешская Республика. Однако вскоре после этого его неспособность прекратить бомбовую войну НАТО против Югославии показала, насколько низок уровень влияния России, и поставила перед г-ном Путиным задачу по его возрождению.
"Открыта новая глава; политика по отношению к ближнему зарубежью изменилась, - говорит Истван Гярмати (Istvan Gyarmati), бывший дипломат, участвовавший в переговорах по вступлению Венгрии в НАТО. - Путин немного похож на Петра Первого, открывая дверь на Запад для доступа капитала и технологий, в то же время вновь централизуя Россию и усиливая авторитарную власть, и проводя более напористую внешнюю политику в тех областях, где это возможно".
Советник г-на Путина по национальной безопасности, Сергей Иванов, недавно предупредил министра обороны Германии Рудольфа Шарпинга (Rudolf Scharping), что расширение НАТО "создаст совершенно новую ситуацию в Европе, объективно угрожающую политическим и военным интересам России. Это может привести к серьезному кризису". Такой же жесткой была реакция Москвы на планы г-на Буша (Bush) о строительстве национальной противоракетной обороны. Однако жесткая позиция по отношению к ближнему зарубежью может стать причиной затруднения достижения согласия по вопросам, действительно важным для г-на Путина: западные капиталы и технологии, и договоренность с НАТО о прекращении расширения к границам бывшего Советского Союза.
Официальные лица европейских стран и НАТО отмечают, что начиная с ноября прошлого года Россия сокращает поставки натурального газа не только для того, чтобы собрать долги, но и с целью оказать влияние на политику в таких странах, как Украина и Грузия. Россия также нашла причины для того, чтобы отложить или пересмотреть выполнение политических и военных обязательств по выводу войск и закрытию баз в Молдавии и Грузии. Россия ввела визовый режим для жителей Грузии и потребовала возможности атаковать сепаратистов в Чечне, являющейся частью России, с территории Грузии. Она более быстро стала двигаться к объединению с Белоруссией, и обсуждает похожий договор с пророссийской Коммунистической партией Молдовы, которая, как ожидается, станет ядром правящей коалиции после воскресных парламентских выборов.
Россия очень хочет восстановить свою радиолокационную систему дальнего обнаружения, которая была разрушена распадом Советского Союза. Так прибалтийские страны более не участвуют в этом, Москва оказывает давление на другие страны из ближнего зарубежья, в том числе на Украину, с тем, чтобы они включились в систему. Москва также уже создала организацию коллективной безопасности совместно с несколькими центрально-азиатскими государствами, и объявила Каспийское Море и его обширные нефтяные запасы объектом российских стратегических интересов.
18 января этого года Россия подписала военное соглашение с Украиной. <┘> Неделю назад г-н Путин был в Киеве, всячески подчеркивая старые связи и свою поддержку г-на Кучмы.
Однако Москва также проталкивает идею нового газопровода в Европу через Польшу, в обход Украины - по маршруту, который может вызвать разногласия между Украиной и Польшей. Г-н Путин, посещавший Азербайджан в январе этого года, в то время, как неподалеку проходили учения российского Каспийского флота, жестко борется за то, чтобы каспийская нефть шла за границу по российским трубопроводам и через российские порты. Он покидал Азербайджан, имея согласие последнего на московский взгляд на то, как следует делить Каспийское море.
Украина подписывала договоры о военном сотрудничестве с НАТО в 1997 и 1998 годах, и сформировала совместные миротворческие бригады с Польшей и Литвой. Однако согласно новому военному соглашению между Украиной и Россией последняя получает некоторые полномочия в планировании учений с участием иностранных вооруженных сил на территории Украины. Это делает запланированные учения совместно с НАТО значительно менее полезными, заявляет г-н Гярмати, и с чем согласны официальные лица НАТО.
Выборы в Молдове являются еще одним хорошим примером новой политики Путина. Недавно он встречался в Москве с лидером молдавских коммунистов Владимиром Вородиным; также он встречался и с премьер-министром ценристом Дмитрием Брагишем, который, судя по всему, склонен к вступлению в коалицию с коммунистами после выборов. Премьер-министр Румынии, Адриан Настасе (Adrian Nastase), внимательно следит за всем этим. "Мы очень не хотим быть буферной зоной в этом регионе, - заявил он. - У нас есть собственные интересы в области безопасности, исходя из которых мы хотим стать членом НАТО в 2002 году на саммите в Праге". <┘>
Однако лучшим примером нового "подхода" Москвы является Грузия. Тактика России варьируется от экономического давления, как например прекращение поставок газа и введение визового режима для грузин, работающих в России, до требований позволить России продолжать использовать военно-воздушную базу без осуществления Грузией надзора, подкрепленных обвинениями в том, что Грузия поддерживает повстанцев в Чечне.
"Существует определенное изменение отношения к Грузии," - заявил один чиновник из страны-члена НАТО. Он отметил, что грузинские официальные лица выглядели испуганными и неуверенными. "Раньше они говорили о вступлении в НАТО как о своей цели", - говорит другой аналитик. - Теперь они об этом больше не говорят".
Сокращенный перевод: Рафаэль Сайдашев