В Сеуле у Москвы есть возможность записать на свой счет сразу несколько стратегически важных очков: ударить рикошетом по американской системе противоракетной обороны и набрать политический вес на Дальнем Востоке.
Президент России Владимир Путин прибыл вчера с официальным визитом в Южную Корею на день раньше намеченного срока. Сразу по прибытии глава Кремля встретился с президентом Ким Дэ Чжуном (Kim Dae Jung). Президенты говорили о шансах примирения между двумя Кореями, а также об увеличении поставок нефти и природного газа. В посольстве США в южнокорейской столице, разумеется, догадываются, что истинной целью визита Путина является поиск в Восточной Азии союзников в противостоянии американскому плану развертывания системы противоракетной обороны. Советник южнокорейского правительства Кох Чжай Нам (Koh Jai Nam) считает, что "российский президент ставит цель восстановления влияния России в этой части Азии". В частности, если Путину удастся добиться в Сеуле признания России в качестве посредника между двумя Кореями, разделенными и идеологически враждебными более пяти десятилетий, то Москва сможет записать на свой счет сразу несколько стратегически важных очков. Во-первых, она ударит рикошетом по американской системе противоракетной обороны, во-вторых, наберет себе политический вес на Дальнем Востоке.
Если в ходе этого визита Путину удастся убедить главу южнокорейского государства в том, что северные корейцы безобиднее, чем об этом принято до сих пор говорить, то вся система аргументации новой администрации США в пользу утверждения, что Северная Корея наряду с Ираном и Ираком входит в число опасных "государств-изгоев", просто развалится. А ведь именно на ней строится решение американцев о развертывании противоракетного щита.
Впрочем, это будет возможно при условии, что Путин убедит Пхеньян проявлять благоразумие. Для этого представится удобный случай, если в Россию в апреле этого года, как это было запланировано ранее, прибудет северокорейский руководитель Ким Чен Ир (Kim Jong Il). В прошлом году Путин своим неожиданным визитом в Пхеньян уже вывел свою страну на геостратегическое поле корейского вопроса.
Буквально неделю назад сталинистский режим Пхеньяна открыто пригрозил, что он вновь выйдет из выторгованного соглашения с США, Японией и Южной Кореей по вопросам ядерного вооружения. Ким и его товарищи обосновывают свою новую позицию тем, что эти страны выделяют слишком мало денег для строительства в качестве альтернативы ядерных реакторов, неспособных производить оружейный уран. Возможно, что Путин теперь вмешается в ситуацию и предложит своему подопечному помощь в виде дополнительных поставок энергоносителей. Для Сеула нефть и природный газ - это важнейшие экономические аргументы из багажа Путина. Испытывающая затруднения промышленность Южной Кореи страдает под бременем растущих цен на энергоносители. Так, российское предложение поставлять природный газ из Сибири не только в Китай, но и в Южную Корею встретило бы благосклонное внимание со стороны Ким Дэ Чжуна. У России и Южной Кореи, однако, нет общей границы, но в случае примирения двух корейских государств трубопровод мог бы пройти по территории Северной Кореи. Эта идея, без сомнения, интересна не только с экономической точки зрения. Прежде всего, это часть российского плана. Он заключается в том, чтобы показать несоответствие требованиям времени американского проекта системы противоракетной обороны. Именно этому и может послужить стратегически выверенная политика демонтажа враждебности в отношениях между государствами.
Напротив, новая администрация США уже предлагает новый, более жесткий стиль отношений с Северной Кореей. Президент Южной Кореи будто бы уже потребовал от Вашингтона, чтобы в случае контактов с Пхеньяном больше не употреблялось понятие "политики единого солнца для двух стран", за которое, между прочим, он получил Нобелевскую премию.
Перевод: Владимир Синица