Вашингтон, 27 февраля 2001 года. Сделанное на прошлой неделе президентом России Владимиром Путиным предложение о совместной с НАТО разработке системы противоракетной обороны (ПРО) наземно-мобильного базирования создает для США ценную возможность привлечь Россию к работе по созданию противоракетного щита. На встрече с министром иностранных дел России Игорем Ивановым в прошедшие выходные государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) согласился начать переговоры по этому вопросу. Совместная программа России и НАТО по защите от возможного удара ракет таких государств, как Северная Корея, Иран и Ирак, решит две наиболее беспокоящие Европу проблемы, связанные с твердым намерением администрации Буша-младшего (George W. Bush) приступить к строительству национальной системы противоракетной обороны (НПРО), что могло бы инициировать новую "холодную войну" с Россией и стало бы свидетельством стремления Америки к получению односторонних преимуществ.
Хотя предложение г-на Путина пока еще остается довольно туманным, тем не менее оно важно как подтверждение согласия России с двумя ключевыми положениями, которые Соединенные Штаты отстаивают вот уже несколько лет: (1) дальнейшее распространение в мире ракет большой дальности стрельбы представляет угрозу для национальной безопасности; (2) адекватным ответом на новую угрозу является система ПРО. Но российское предложение идет дальше. Вместо того чтобы рассматривать систему ПРО как наиболее важный, если не единственный, ответ на дальнейшее распространение в мире ракет, что характерно для администрации Буша-младшего, Москва, по всей видимости, желает сделать систему ПРО частью более широких усилий по сдерживанию дальнейшего распространения в мире ракет. Европейцы разделяют эту точку зрения.
Лучшим ответом на дальнейшее распространение в мире ракет может стать комплекс мер, которые направлены на то, чтобы, во-первых, воспретить новым странам доступ к ракетным технологиям (посредством контроля над экспортом, соглашений о контроле над вооружениями и заключения союзов, направленных на обеспечение взаимной безопасности), а во-вторых, добиться свертывания уже осуществляемых в ряде государств программ разработки ракетного оружия (посредством дипломатических усилий и экономических или иных побудительных мотивов). Последняя линия обороны - лишить государства с непредсказуемым режимом способности применить свои ракеты посредством развертывания систем ПРО и нанесения упреждающих ударов.
Если администрация Буша-младшего продемонстрирует, что в равной мере поддерживает как первые два, так и третье направление сдерживания ракетной угрозы; то Европа и Россия с большей долей вероятности одобрят план создания НПРО США. Американская администрация может это сделать путем одобрения Договора о полном запрещении испытаний ядерного оружия во всех средах, укрепления Конвенции по биологическому оружию и вступления в переговоры с Северной Кореей по вопросу о прекращении ее ракетных программ.
Предложение Москвы является полезной отправной точкой для переговоров по проблеме ПРО. Администрации Буша-младшего следовало бы обусловить свою готовность к сотрудничеству с Россией двумя требованиями: первое, Россия должна прекратить продажу ядерных и ракетных технологий третьим странам; второе, любые совместные усилия должны быть направлены на создание систем ПРО, предназначенных для перехвата ракет противника на разгонном этапе, вскоре после их старта. Система ПРО наземного базирования, предназначенная для перехвата ракет противника на разгонном этапе, обладает наибольшим потенциалом для устранения разногласий между американскими и российскими интересами в области ПРО.
Пусковые установки противоракет, предназначенных для перехвата ракет противника на разгонном этапе, должны размещаться вблизи стартовых позиций этих ракет. Отсюда следует, что система ПРО, предназначенная для перехвата ракет таких стран, как Северная Корея, Иран или Ирак, должна быть развернута вблизи территории этих стран и поэтому не сможет перехватывать ракеты, запущенные с территории России или Китая. Системы ПРО, предназначенные для перехвата ракет противника на разгонном этапе, смогут защитить большее число стран. Поскольку они перехватывают ракеты вскоре после их старта, то смогут уничтожать ракеты какого-либо государства с непредсказуемым режимом независимо от того, куда эти ракеты направляются - к Москве, Мюнхену или Майами.
Нужно признать, что развертывание систем ПРО, предназначенных для перехвата ракет противника на разгонном этапе, потребует пересмотра положений российско-американского Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО), который запрещает США и России создавать системы противоракетной обороны территории страны. Но, поскольку системы ПРО наземного базирования, предназначенные для перехвата ракет противника на разгонном этапе, не способны обеспечить защиту от российских или американских ядерных ракет, они не противоречат основополагающей цели Договора по ПРО - не позволить ни одной из двух договаривающихся сторон свести на нет потенциал ядерного устрашения другой стороны.
В период, когда многие в Москве смотрят на Североатлантический союз с недоверием, крупная инициатива России и НАТО по устранению одной из главных угроз международной безопасности могла бы поставить отношения между Соединенными Штатами Америки, Европой и Россией на новую и более прочную основу.
Перевод: Виктор Федотов