"Россия - друг или враг?" Когда Барбара Уолтерс задала этот вопрос президенту США Бушу-младшему, тот долго колебался, прежде чем ответить: "Я пока не знаю. Хочу надеяться, что Россия - наш друг".
"Россия - друг или враг?" Когда Барбара Уолтерс (Barbara Walters) задала этот вопрос президенту США Бушу-младшему (George W. Bush), тот долго колебался, прежде чем ответить: "Я пока не знаю. Хочу надеяться, что Россия - наш друг". Решение по вопросу выбора варианта политики в отношении России будет иметь исключительную важность. Россия - уже не сверхдержава, ее экономика лежит в руинах, а вооруженные силы теряют свою былую мощь, но она по-прежнему остается гигантской страной с огромными национальными и людскими ресурсами и обладает одним из двух крупнейших в мире ядерных арсеналов. В ее силах помешать или способствовать укреплению дела мира во всем мире.
Поэтому американской администрации следует сделать Россию объектом своего первоочередного внимания. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы Россия стала полноценным и равноправным партнером евроатлантического сообщества. Бывший президент США Билл Клинтон (Bill Clinton) пытался достичь этой цели, но не сумел. С 1993 года отношения между США и Россией заметно ухудшились, особенно в последние полтора года, когда в России к власти пришел г-н Путин. США закачали в российскую экономику более 20 млрд. долларов своих налогоплательщиков и сделали многое для того, чтобы международные финансовые институты также предоставили ей дополнительную помощь. Но, после семи лет непрерывной экономической помощи со стороны США, в России быстро набирают силу антиамериканские и антинатовские настроения. Согласно результатам опросов общественного мнения, число россиян, благоприятно относящихся к США, сократилось с 75% в 1993 году до 37% - в 2000 году. Г-на Клинтона считают самым непопулярным после Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) иностранным лидером.
Новой администрации США предстоит выяснить, почему политика г-на Клинтона провалилась, и сделать соответствующие выводы. Публичная заявка г-на Путина на то, чтобы Североатлантический союз признал все бывшие советские территории сферой исключительных интересов и контроля России, не вызвала никакой реакции со стороны США. Г-н Клинтон дважды публично продемонстрировал отсутствие озабоченности в связи с преступной войной против гражданского населения Чечни. Попытки заручиться прямым или завуалированным согласием России на расширение НАТО на восток привели к тому, что этот процесс замедлился и остановился на полпути. Кремль подвели к выводу о том, что он может бесконечно тормозить принятие в НАТО прибалтийских республик и других желающих. Затянувшаяся процедура поэтапного расширения членства в НАТО стала источником постоянных разногласий.
Администрация Клинтона помимо своей воли поощряла амбиции России, стремящейся расширить сферу своего влияния и контроля в мире. Г-ну Путину внушили веру в то, что он может безнаказанно проводить враждебную США политику. Сегодня Россия слишком слаба, чтобы осуществить вооруженную агрессию против НАТО. Но у нее сохраняется значительный потенциал для того, чтобы подрывать проводимую США политику и использовать для агрессии своих ставленников. Она делает это, поставляя современные наступательные и оборонительные вооружения Китаю, Ирану и Индии, а также добиваясь отмены или игнорируя санкции против Ирака, Ливии и Кубы. Стремясь к заключению союзов с потенциальными агрессорами, г-н Путин опасно увеличивает их надежды на успех. Вполне вероятно, что он пытается имитировать тактику Сталина в 1939 году, когда советский диктатор подталкивал Гитлера к войне с западными союзниками в надежде, что она не коснется Советского Союза, а также в 50-х годах, когда Сталин пытался втянуть Китай в войну против США из-за Кореи.
Возьмем Китай. Согласно недавним сообщениям, Россия поставляет в Китай современное оружие, специально предназначенное для нападения на Тайвань. Эскадренные миноносцы с ракетами "Москит" класса "поверхность-поверхность" представляют смертельную угрозу для американских авианосцев и кораблей эскорта. Бомбардировщики Ту-22М, истребители-бомбардировщики большой дальности конструкторского бюро Сухого, истребители МиГ-31, а также изготовленные в России компоненты для китайских подводных лодок типа "Song" (условное наименование НАТО - прим. пер.) воплощают в себе новейшие российские технологии. Эти системы оружия могли бы серьезно подорвать способность Америки защищать Тайвань. Далее, Россия снабжает Китай технологией для производства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с очевидной целью устрашить Соединенные Штаты Америки и преодолеть любую оборону Тайваня. Аналогичным образом Россия продает подводные лодки Ирану и помогает ему в разработке баллистических ракет увеличенной дальности стрельбы "Шахаб-4" и "Шахаб-5". Вооружение Ирана ведет к возрастанию угрозы для стран Персидского залива и Израиля.
Что можно сделать для того, чтобы обратить вспять эту опасную тенденцию? Политика приспособленчества не способна изменить экспансионистский менталитет России; этого можно достичь только путем активного блокирования любых реалистичных перспектив российской экспансии. Союз НАТО предотвратил развязывание третьей мировой войны. Сегодня задачей НАТО должно стать предотвращение второй "холодной войны". Не следует тормозить процесс расширения НАТО из опасения ответной реакции России. Вопрос о принятии в НАТО новых членов не следует делать предметом обсуждения на переговорах с Кремлем. Также не следует использовать оборонительный потенциал кандидатов в члены НАТО в качестве критерия при их приеме в Североатлантический союз. Прибалтийские республики могут быть оккупированы в течение нескольких часов вне зависимости от того, являются они или нет членами НАТО. Распространение защитного зонтика НАТО на прибалтийские республики должно эффективно препятствовать попыткам (России) подчинить их себе силой.
Россию не следует ставить в положение, когда она ничего не выигрывает и ничего не теряет от своих отношений с евроатлантическим сообществом. Следует сделать предложение экономической поддержки еще более значимым для России, но эту поддержку необходимо обусловить критериями и правилами, выполнение которых должно строго контролироваться. Дело в том, что экс-президент Клинтон проводил политику пряника без кнута. Г-ну Бушу-младшему необходимо использовать и пряник, и кнут. Если позволить России продолжить эскалацию нынешней враждебной политики, в первый срок президентства г-на Буша-младшего вполне может случиться крупный международный кризис.
Перевод: Виктор Федотов