Несмотря на отсутствие четкой законодательной базы, немецкие фирмы готовы идти на компромисс и увеличивать свое представительство в Калининграде.
Уже один вид этого заводского цеха говорит о том, что он многое повидал. Немецких рабочих, которые во времена кайзера строили здесь железнодорожные вагоны, позднее - советских трудящихся, строивших подводные лодки. А теперь с конвейера цеха, построенного в 1908 году, сходят баварские автомобили. С середины 1999 года компания "BMW" собирает в бывшем Кенигсберге автомобили для российского рынка. Уполномоченный компании Клаус-Эйнар Лиске (Klaus-Einar Liske) называет этот проект "успешной сделкой".
Российский эксклав с большим удовольствием воспользовался ее выгодой. Высказывалась надежда, что за BMW могут последовать другие немецкие инвесторы. До сих пор из этого ничего не получилось. Сборка автомобилей BMW так пока и осталась "единственным успешным проектом", говорит руководитель местного отделения Делегации немецкой экономики Стефан Штайн (Stephan Stein). При этом пришлось отказаться от далеко идущих планов. В 1996 году в Калининградской области была создана особая экономическая зона "Янтарь". Это предполагает, что производители продукции, предназначенной для экспорта или для метрополии, пользуются таможенными и налоговыми льготами. Для этого должны быть соблюдены определенные условия.
В одном из своих рабочих документов Европейская комиссия отнесла особую экономическую зону к разряду "ограниченных". Зоне, говорится в документе, не хватает среди прочего "ясной и четкой поддержки со стороны органов власти". Штайн видит в этом также главную причину сдержанного поведения инвесторов. По его словам, "главного чего не хватает, так это уверенности в стабильности законодательства". Никто не застрахован от того, что однажды эти льготы не отменят.
Ходатайство Путина
Очередным доказательством правдоподобности подобной точки зрения стали в начале года действия таможенных органов. Государственный таможенный комитет ввел свои распоряжением НДС в размере 20% на ввозимую в метрополию продукцию калининградских предприятий. Таким образом, одним росчерком пера особая экономическая зона была лишена своего главного преимущества. Лишь после того, как губернатор Калининградской области Владимир Егоров попросил ходатайства у президента России, введение в действие нового распоряжения было отложено на полгода. Однако ситуация в особой экономической зоне была "и без того плохой" и до вызвавшей досаду истории с НДС, говорит Штайн. В принципе российской стороне очень трудно дается выбор между созданием привлекательных условий для инвесторов и желанием получать быстрые деньги для государственной казны.
Нерешительность проявляется также в вопросе относительно будущего Калининградской области. Через несколько лет область, занимающая на побережье Балтийского моря территорию площадью 15 тыс. кв. километров, будет отделена не только от российской метрополии, но и окажется в полном окружении стран-членов ЕС на суше. Польша является первоочередным кандидатом на вступление в ЕС, за ней должна последовать Литва. Это будет иметь последствия для области, самое серьезное - введение визового режима для посещения соседних государств.
Некоторые калининградские политики надеются, что близость к ЕС позволит превратить отношения области с Союзом в модель организации российско-европейского сотрудничества. Депутат местного законодательного органа Соломон Гинзбург считает, что "Союзу не хочется иметь агрессивного, голодного и опасного соседа". Калининград должен быть тесно связан с ЕС и, быть может, даже воспользоваться его юрисдикцией.
Сторонников такой постановки вопроса, когда бы область де-факто порывала связи с Россией, местные политики не найдут ни в Москве, ни в Брюсселе. Россия очень болезненно реагирует на все, что может сузить ее власть над Калининградом. И ЕС воспринимает эту болезненность серьезно. "Калининград - интегрированная часть России. Потому было бы тяжело предоставлять ему специальный статус, скажем, в форме члена союза свободной торговли или таможенного союза", - говорится в одном из документов комиссии ЕС, появившемся в январе этого года. Столь же осторожно ведет себя министр иностранных дел Швеции Анна Линд (Anna Lindh), занимающая пост председателя Совета ЕС. Свой недавний визит в Калининград она нанесла вместе с комиссаром ЕС Хрисом Паттеном (Chris Patten) лишь после того, как побывала прежде в Москве.
Между тем, Европейская комиссия рекомендует государствам-членам Союза подумать об открытии в Калининграде своих консульств. В начале 90-х годов Германия хотела открыть в восточно-прусской метрополии представительство. Затея натолкнулась на сопротивление России и провалилась. Слишком большим было недоверие. Берлин, мол, хочет снова утвердится на утраченной территории.
Интерес к Германии
В целом таких страхов больше не существует, по крайней мере, в самом Калининграде. Напротив, растет интерес к истории германского периода области, к Германии. Директор калининградского Германо-российского дома Сергей Хенке (Sergej Henke) сообщает о растущем интересе к изучению немецкого языка. "Мы удовлетворяем потребности в этом лишь на треть",- говорит руководитель этого учреждения, находящегося в ведении Немецкого общества по техническому сотрудничеству и финансируемого министерством финансов ФРГ. Что касается отношения к немцам, то здесь все понятно, непонятно другое: почему сами немцы так мало интересуются прежней Восточной Пруссией, говорит профессор политологии из Потсдама.
Стефан Штайн, который с 1996 года представляет по поручению Торговой палаты Гамбурга немецкую экономику в Санкт-Петербурге и Калининграде, не удивляется робости немцев. В эксклаве серьезно работают только 40 немецких фирм. Общая сумма их инвестиций не превышает 15 млн. долларов США. Осторожность оправданна. "Я не буду отговаривать, но я бы посоветовал переждать", - говорит он. Регион интересен, но лишь тогда, когда он привлекателен для производства продукции, в которой нуждается российский и западный рынки. Сама область как рынок слишком мала. В области насчитывается миллион жителей, из них лишь 10-15% обладают определенной покупательной способностью.
У BMW нет проблем со сбытом своей продукции в России. Там хватает "новых русских", а также учреждений, которые могут позволить себе машины пятого или седьмого поколения представительского класса. Ежедневно с современного калининградского сборочного конвейера сходят от восьми до десяти автомобилей. В 2000 году было выпущено 1200 штук, в этом году должно быть две тысячи. При этом свои собственные риски BMW минимизировал. Сборку машин осуществляет российская фирма "Автотор" по поручению BMW. Собирать машины в Калининграде выгодно. Это позволяет продавать их на российском рынке на 10-15% дешевле. Это зависит не только от таможенных льгот, но и от уровня заработной платы рабочих. 200 рабочих фирмы "Автотор", занимающихся сборкой машин, зарабатывают в среднем 150 долларов США, причем все они, по словам представителя BMW Лиске, имеют высочайшую квалификацию. По его словам, 40% работающих на конвейере имеют высшее образование.
Перевод: Владимир Синица