Иванов, доверенное лицо Путина, - второй человек в российской политике. Его слишком многое связывает с главой Кремля, считает центральная немецкая газета.
Во время первой встречи министра иностранных дел России Игоря Иванова с американским коллегой Колином Пауэллом (Colin Powell) над столом, за которым сидел главный московский дипломат, витал "дух" его однофамильца - секретаря Совета безопасности России Сергея Иванова. Второй и, собственно, более важный Иванов в Каир не ездил. Но и без того понятно, что внешняя политика Москвы больше не является эксклюзивным делом министерства иностранных дел. Ее уже давно определяет Совет безопасности. Секретарь Совета безопасности считается внешнеполитическим режиссером Путина. Все наиболее важные гости Москвы, начиная с генерального секретаря НАТО и кончая министром иностранных дел ФРГ, разговаривают сначала с министром иностранных дел, а затем - с его однофамильцем.
Доверенный Путина стал в российской политике второй по своей значимости фигурой. Главу Кремля и 48-летнего Сергея Иванова связывает одно: оба - сотрудники спецслужб, оба родились в Ленинграде, оба росли в убогих условиях. Наконец, оба в качестве агентов КГБ длительное время находились за границей. Путин вел разведывательную работу в Германии, Иванов - в Англии, Финляндии и, кажется, еще в Конго. У него филологическое образование, говорит на английском и шведском языках. Он может считаться фэном группы "Битлз", заинтересованным читателем произведений Джона-Ле Карре (John-Le Carre). Все, что касается себя, он действительно держит в секрете. В 1976 году, почти сразу после окончания университета, Иванов был завербован КГБ. До 1981 года проходил подготовку в специальном высшем учебном заведении КГБ. Затем находился в заграничных командировках.
После развала СССР Иванов остался в органах. В 1998 году, когда Путин возглавил службу внутренней разведки - ФСБ, он назначил его своим заместителем. В чине генерал-лейтенанта Иванов руководил аналитическим управлением. "Spiegel" называл его тогда "мыслителем среди шпионов". В 1999 году он был назначен на пост секретаря Совета безопасности - органа, подконтрольного только президенту, но не парламенту. В Совет входят руководители "силовых министерств" и "служб".
К внутренней безопасности всегда погруженный в себя Иванов относит все: начиная с борьбы с терроризмом и отношений со средствами массовой информации и кончая проблемами, связанными с ядерным оружием. Он играл решающую роль при разработке новой военной доктрины, снизившей ядерный порог. Говорят, что из-под его пера вышла доктрина информационной безопасности, которая воспринимается многими как акт, направленный на ограничение свободы средств массовой информации. Грубые действия властей в отношении предпринимателя Владимира Гусинского, занимающегося информационным бизнесом, и его телеканала НТВ, критикующего Кремль, инициированы, по слухам, также "генсеком безопасности".
Глава Кремля, по его собственным словам, чувствует себя особенно уверенно, когда рядом с ним, "плечом к плечу", находится Иванов. Путин видит в нем человека умеющего делать все. В частности, неофициально он рассматривается в качестве кандидата на пост министра обороны или премьер-министра. Согласно информации, которую Сергей Иванов распространяет о себе, причем, быть может, с вполне определенной целью, он до сих пор проживает с семьей в старой трехкомнатной квартире. Соответствует ли это действительности или служит созданию образа скромного слуги государства, а одновременно - и слуги внутренней безопасности России, сказать трудно.
Перевод: Владимир Синица