Подковерные игры в китайском парламенте. Интервью китайского диссидента центральной немецкой газете. - Полный перевод статьи читайте на нашей странице в самое ближайшее время.
"В действительности борьба с коррупцией - это борьба за власть", - заявляет критик коммунистической партии Китая, бывший профессор марксизма Чжан Дэвэнь (Shang Dewen).
taz: В понедельник в Пекине началось ежегодное заседание парламента. На повестке дня - борьба с коррупцией. Почему этот вопрос настолько актуален?
Чжан Дэвэнь (Shang Dewen): Все, что сейчас происходит в партии - это замаскированная под борьбу с коррупцией борьба за власть. Борьба с коррупцией направлена против конкретных персон, благодаря чему произойдет перераспределение полномочий нового партийного правительства, которое приступит к выполнению обязанностей на следующем партийном съезде осенью 2002 года.
taz: Насколько сильна борьба за власть в такой, казалось бы, сплоченной партии?
Чжан Дэвэнь (Shang Dewen): Очень сильна. Многое говорит о том, что она направлена против Ли Пена (Li Peng), второго по значимости человека в партии. Сперва казнь Ченг Кицзи (Cheng Kijie), бывшего зампредседателя парламента и доверенного лица Ли Пена. Потом аресты в энергическом секторе страны в окружении детей Ли Пена. Затем опубликованные на Западе документы о восстании на площади Тяньаньминь, которые могли бы повредить Ли Пену больше всего - так что капкан постепенно захлопывается.
taz: Привлечет ли партия отца к ответственности за махинации его детей?
Чжан Дэвэнь (Shang Dewen): Это в любом случае касается отца. Будет ли он привлечен к ответственности, зависит от того, обнаружится ли лично у него подобные проблемы.
taz: Насколько влиятелен сегодня Ли Пен?
Чжан Дэвэнь (Shang Dewen): Консервативное крыло испытывает сейчас серьезные трудности. В принципе, оно может существовать и без Ли Пен, но при очень стесненных обстоятельствах.
taz: В опубликованных на Западе документы о восстании на площади Тяньаньминь говорится о расколе, произошедшем в партии во время студенческого бунта весной 1989 года. Причем подлинность документов не может быть гарантирована в полной мере. Существует ли до сих пор внутрипартийные трения?
Чжан Дэвэнь (Shang Dewen): Да, но они отличаются от прежних только предметом спора. Сегодня речь идет о запланированном вступлении Китая в Всемирную торговую организация (ВТО). Консерваторы выступают против вступления, поскольку опасаются колонизации Китая многонациональными концернами. Реформаторы согласны, что это серьезный недостаток, но для них преимущества вступления в ВТО для экономического развития страны гораздо важнее, чем недостатки. 12 лет назад речь шла о политических реформах.
taz: Какова позиция партийного лидера Цзянь Цземиня (Jiang Zemin)?
Чжан Дэвэнь (Shang Dewen): Если бы о позиции Цзянь Цземиня имелись достоверные сведения, ему бы это повредило. Ходят слухи, что он убедил Ли Пена подать в отставку осенью 2002 года. За это против Ли Пена и его родственников не будет возбуждено уголовное дело. Поскольку после 2002 третий человек в партии, премьер-министр Чжу Ронцзи (Zhu Rongji) не собирается участвовать в управлении государством, то от третьего поколения руководителей страны (после первого поколения Мао Цзэдуна (Mao Tsetung) и второго поколения под Ден Сяо Пин (Deng Xiaoping)) во главе страны остается один Цзянь Цземинь. И он, естественно, вне конкуренции.
taz: А разве в 2002 году Цзянь Цземинь не оставит свое место в политбюро?
Чжан Дэвэнь (Shang Dewen): Верно. Но, будучи председателем армейской комиссии и единственным оставшимся из нынешнего правительства, он сохранит должность и власть. Ц действует по примеру Ден Сяо Пина. Еще в 1989 году тот был вправе отстранить от дел генерального секретаря партии, назначить нового и разогнать студенческое движение. Этому, в свою очередь, он научился у Мао Цзэдуна. При каждой новой смене властной элиты был упущен удобный случай для проведения политических реформ.
taz: Трудно определяемая позиция Цзянь Цземиня в споре о реформах позволяет предположить, что без Ли Пена, он проведет реформы гораздо быстрее. Так ли это?
Чжан Дэвэнь (Shang Dewen): Несомненно, Цзянь Цземинь знает, что необходимо что-то предпринять. Но пока не произошло ничего конкретного, что могло бы свидетельствовать о продвижении страны в новом направлении. О демократизации пока нет и речи. Поэтому в партии по-прежнему придерживаются принципа диктатуры.
Перевод: Анна Черемушкина