Важная встреча на высшем уровне прикаспийских государств отложена на месяц, чтобы позволить российскому президенту Владимиру Путину и иранскому президенту Моххамаду Хатами (Mohammad Khatami) провести срочные переговоры по вопросу раздела нефтяных и газовых ресурсов Каспийского моря.
Вопрос о разделе Каспийского моря является главной причиной осложнения российско-иранских отношений, несмотря на ряд недавних успехов, связанных с продажей Ирану российского оружия и ядерных технологий. В декабре 2000 года обе страны объявили недействительным соглашение, подписанное в 1995 году тогдашними вице-президентом США Элом Гором (Al Gore) и премьер-министром России Виктором Черномырдиным, которое должно было положить конец всем новым сделкам о поставках российского оружия Ирану. В конце прошлого года председатель комитета по обороне Государственной Думы РФ генерал Андрей Николаев заявил, что Россия надеется в ближайшие годы подписать с Ираном военные контракты на общую сумму свыше 7 млрд. долл. США. Недавно эту цифру повторил посол Ирана в Москве. Россия продолжает снабжать Иран технологиями для его ядерного реактора в городе Бушер.
Эти события вызывают возрастающее беспокойство в США, которые считают Иран "государством с непредсказуемым режимом" и резко критикуют российские поставки вооружений и технологий в эту страну. Иран, в свою очередь, хотел бы использовать свои связи с Россией как рычаг избавления от американских (экономических) санкций. "Тесные отношения между Россией и Ираном являются естественным результатом давления на нас со стороны Запада", - заявила член иранского парламента и специалист по России Элахен Кулай (Elaheh Kulai). Иран, сказала она, хочет также оказать нажим, чтобы помешать возобновлению дружеских связей между Россией и Ираком, с которым Иран вел войну в течение 8 лет.
Предполагаемая в этом месяце встреча президентов двух стран явится попыткой найти выход из тупика в вопросе о Каспийском море. В настоящее время Россия имеет соглашения с Казахстаном и с Азербайджаном о разделе богатого нефтью каспийского шельфа на национальные секторы, пропорционально длине береговой линии каждого из этих прикаспийских государств. При таком принципе раздела на долю Ирана пришлось бы 13% морского дна, то есть меньше, чем у всех остальных. Иран настаивает на равном разделе морского дна, при котором каждое государство получило бы 20%. "Спор с Ираном безусловно осложняет решение вопроса о статусе Каспийского моря", - заявил специалист по Каспию из Московского государственного института международных отношений Юрий Федоров. Он сказал, что без согласия Ирана невозможно начинать переговоры по другим связанным с Каспийским морем проблемам, таким, как подводные трубопроводы и рыболовные права. Аналитики сомневаются, что Россия откажется от двух соглашений, подписанных с Казахстаном и Азербайджаном, чтобы перераспределить заново морское дно в пользу Ирана, но видят возможность того, что Россия выступит за некоторое увеличение доли Ирана. "Нарисовав еще одну-две изломанные линии на карте, мы, быть может, сумеем изыскать 1-2 лишних процента для Ирана", - сказал один русский официальный представитель.
Перевод: Виктор Федотов