Китай определяет приоритеты. В то время, когда страна только-только оправилась от дефляции, а дефицит государственного бюджета достиг рекордной отметки, местные военные оказались под мощными потоками денежного дождя: Пекин объявил о крупнейшем с момента начала два десятилетия назад реформ увеличении военного бюджета.
Чего добивается Китай? Прежде всего, он хочет догнать страны, опередившие его. Китайская армия до сих пор оснащена в основном устаревшими видами вооружения. Личный состав плохо подготовлен, получает мизерное денежное содержание. В 1991 году война в Персидском заливе с широким применением новых технологий не только шокировала генералов Китая, но и пробудила их. Последние события утвердили генералитет в решимости. Речь идет об интервенции НАТО в Косово, а также о планах США развернуть противоракетный зонт (НПРО). Китай с большим беспокойством наблюдает за тем, как армии Запада, прежде всего США, получают все большее преимущество в гонке за технологическое превосходство. Почему это обстоятельство не дает спать Китаю? Да потому, что с мечтой о "стратегическом партнерстве" можно распрощаться. Новая администрация США переквалифицировала Пекин в "стратегического конкурента". В Пекине же США все больше рассматриваются в качестве препятствия на пути получения Китаем статуса региональной державы. У Китая две цели: занять господствующее положение в Юго-Восточной Азии и возвратить себе Тайвань.
Сделан ли, таким образом, первый шаг в гонке вооружений, которую предсказывали Китай и Россия, говоря о последствиях реализации плана НПРО? Вашингтон может пока не беспокоиться. По сравнению с США, у крупнейшей армии мира карликовый бюджет. Даже учитывая все косвенные и скрытые расходы на военные цели, американские военные все равно имеют в семь раз больше, чем китайские.
Перевод: Владимир Синица