Газета обвиняет западных журналистов в том, что те слишком ангажированы интересами политической и экономической выгоды своих стран. Судьба простых людей им безразлична.
25 декабря 1991 года Михаил Горбачев заявил перед телекамерами, что он уходит из международной политики. Тем самым человек, которого дома поносят как могильщика империализма, а на Западе считают героем, сделал для себя последний вывод из исторических реалий: вывод о крушении Советского Союза.
Сегодня, спустя десять лет, Москва, по крайней мере, если говорить о внимании к ней, занимает такое же доминирующее положение, как и при Горбачеве, и даже до него. В российской столице журналистов столько, что они наступают друг другу на ноги. Осенью 1996 года, когда президент Борис Ельцин был вынужден лечь под нож в клинику, журналисты во время операции по шунтированию были готовы сами заползти в какой-нибудь из желудочков президентского сердца. А когда прошлым летом в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск", а вместе с ней и частичка мифа о российском величии, понадобилось не много времени, чтобы во всех деталях рассказать о страданиях членов семей погибших и о беспомощности нового руководства во главе с Владимиром Путиным.
То, что процессы, происходящие в России, привлекают наше особое внимание даже после того, как не стало двуполярного мира, без всяких сомнений, справедливо. В то же время бывшие советские, а теперь независимые республики с журналистской точки зрения - это настоящая целина. В управлении такими государствами, как Белоруссия, Молдавия или Украина, которая является второй по величине своей территории страной Европы, как правило, принимают участие коллеги из Москвы. Во всяком случае, когда там считают необходимым сообщать о сенсациях, связанных, например, с политическими скандалами, с нечеловеческими условиями жизни в тюрьмах, детских приютах и больницах или дать несколько мазков о выборах.
Картина, которая при этом получается, к тому же часто сквозь призму московских представлений, не соответствует реальной действительности. Следует признать, что на десятом году после получения этими странами независимости она мрачнее. Одна из причин - тяжелое наследие сталинской национальной политики. Так, почти во всех государствах, вышедших из Советского Союза, существует многочисленная русская диаспора. Вот лишь один факт. Бывшим советским республикам, несмотря на наличие отдельных признаков начала распада, пока удается сохранять свое единство. Это говорит об огромном интеграционном потенциале русской диаспоры, что достойно большего внимания, чем просто подстрочного упоминания.
Однако в широком плане это далеко не все, что досталось бывшим советским республикам в наследство. К нему надо отнести почти не поддающиеся решению проблемы политических, экономических и социальных преобразований. Например, разрушены традиционные рынки, однако ничего не видно и не слышно о новых. Небольшой группе супербогатых людей, фланирующих в мехах и костюмах от Армани по утратившим свое былое великолепие бульварам, противостоит растущая армия бедняков, которая находится буквально на грани выживания. В ближайшем будущем здесь мало что изменится в лучшую сторону. Скорее, наоборот. Впереди эти государства ожидают новые реалии, например, предстоящее расширение Европейского союза (ЕС) на восток. Что это будет означать на практике, можно понять, поговорив с людьми по ту сторону будущей восточной границы Союза.
Эти люди, живущие торговлей с соседями, в скором времени будут лишены не только средств существования, перед ними будут закрыты также дороги к своим родственникам. Новой реальностью будет то, что после приземления самолета молдавской авиакомпании "Air Moldova" во Франкфурте-на-Майне чиновники Федеральной пограничной охраны проведут первый паспортный контроль уже в самолете.
Там, где Запад не видит для себя экономических и геополитических выгод, его присутствие более чем скромное. Однако должны ли средства массовой информации выносить на суд общественности лишь сообщения, находящиеся в прямой зависимости от интересов политики и экономики? Наша газета говорит однозначно - "нет". Совершенно сознательно мы пошли окольными путями, чтобы информировать читателей также о тех восточных регионах, которые обделены вниманием.
Так должно быть и впредь. Однако нашим амбициям противостоят ограниченные средства и возможности. Тем не менее мы будем продолжать делать все, чтобы поставлять нашим читателям информацию, будь то из Минска, Киева, Кишинева или Тбилиси. Наш лозунг: никого и ничто нельзя списывать со счетов. Для реализации лозунга необходимо соответствующее качество. Речь всегда будет идти о достижении максимального результата при минимальных финансовых затратах. Все это в плане выживания типично для нашей газеты. Любое посещение названных стран будет полезным, чтобы совершенствоваться в этом.
Перевод: Владимир Синица