Москва ждет в ближайшие дни прибытия высокого гостя: президент Ирана будет просить для своей страны более значимой геостратегической роли.
Завтра в Россию впервые прибудет с официальным визитом в лице Мухаммеда Хатами (Mohammed Chatami) президент Ирана. Руководство Тегерана связывает большие надежды со встречей Хатами с его российским коллегой Владимиром Путиным. Как заявил иранский министр иностранных дел Хамид-Реза Ассефи (Hamid-Resa Assefi), "визит имеет чрезвычайно большое значение. Переговоры с президентом Путиным окажут положительное влияние на стабильность и безопасность в Средней Азии и на Кавказе". Тегеран хочет получить более значимую геостратегическую роль в регионе и намерен подготовить для этого необходимую почву в Москве.
Нельзя говорить о бесконфликтности отношений между двумя странами. Россия с раздражением следит за борьбой Ирана за месторождения газа и нефти в Каспийском море. Кремль называет "нереальным" предложение Ирана разделить море и, таким образом, право пользования его богатствами между пятью соседними государствами. Москва по-прежнему рассматривает граничащие с ней бывшие советские республики Азербайджан, Казахстан и Туркмению в качестве зоны своего влияния.
"В переговорах о будущем Каспийского моря мы, во всяком случае, занимаем исходную позицию", - заявил один российский дипломат, оставляя тем самым иранскую сторону без надежд на взаимопонимание в этом вопросе. Российские ученые убеждены, что в Каспийском море скрываются крупнейшие после Персидского залива и Сибири месторождения нефти и газа. Запланированная на четверг текущей недели в Туркмении встреча глав соседних государств перенесена по просьбе иранской стороны. Хатами надеется выторговать в Москве более благоприятные рамочные условия.
Обе стороны, судя по всему, придерживаются единой точки зрения относительно поставок Ирану российских вооружений. Тема военно-технического сотрудничества включена в официальную повестку дня визита Хатами. Несмотря на звучавшие ранее угрозы со стороны США, Россия может и намерена начать поставки уже этим летом, заявил в прошлом месяце представитель компании "Рособоронэкспорт" - государственного экспортера вооружений.
Российские эксперты обещают, что военные сделки с Ираном будут ежегодно приносить 300 млн долларов США. По сообщениям из Москвы, Тегеран уже направил заявки на поставку боевых самолетов и систем ПВО на общую сумму 2 млрд долларов США. Однако контракты на поставку вооружений будут подписаны не ранее конца марта, когда в Москву прибудет министр обороны Ирана Али Шамхани (Ali Schamchani).
В Москве Хатами хочет затронуть еще одну "горячую тему": вопрос об атомной электростанции в Бушере. Первоначально, в середине 70-х годов, станцию начинала строить дочерняя фирма компании "Сименс" "KWU" (Эрланген). В 1979 году, когда "KKW" после иранской революции вышла из проекта, первый блок станции был готов на две трети, а второй - на 60%.
В 1992 году к договору стоимостью 800 млн долларов США удалось подключиться России. В 1999 году строительство должно было быть завершено, однако русским это не удалось из-за несовместимости своей техники с немецкими системами. Теперь, как считают в Тегеране, атомную станцию вряд ли удастся достроить к 2003 году. В январе министр атомной энергетики России Евгений Адамов пообещал, что Россия возьмет на себя обязательство построить в Бушере второй реактор.
Предшественник Хатами Акбар Хашеми (Akbar Haschemi) побывал в Москве в 1989 году еще будучи спикером парламента. Он тогда встречался с бывшим в ту пору советским президентом Михаилом Горбачевым и подписал большое количество соглашений в политической, экономической и культурной сфере. Хатами намерен лишь актуализировать эти соглашения. Для Москвы вряд ли будет иметь какое-то значение щекотливая для Ирана в отношениях с Западом тема прав человека.
Перевод: Владимир Синица