Он посвящает работе гораздо меньше времени, чем г-н Клинтон; он наделил своего вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney) более широкими полномочиями; он потребовал от сотрудников администрации США следовать определенным правилам в одежде и обращении друг с другом...
Вашингтон, 10 марта 2001 года. За семь коротких недель своего пребывания в должности президента США Буш-младший (George W. Bush) так изменил аппарат Белого дома и элементы разрастающегося правительства, что они стали резко отличаться от тех, которые были при Билле Клинтоне (Bill Clinton) и при других прошлых президентах. И совсем не случайно в Овальном кабинете, справа от рабочего стола г-на Буша-младшего, появился бюст Дуайта Эйзенхауэра (Dwight D. Eisenhower). В остальном обстановка Овального кабинета осталась прежней. Но одно это не позволяет судить о коренных отличиях стиля г-на Буша-младшего - не говоря об идеологических - от г-на Клинтона и многих других президентов. Он посвящает работе гораздо меньше времени, чем г-н Клинтон; он наделил своего вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney) более широкими полномочиями; он потребовал от сотрудников администрации США следовать определенным правилам в одежде и обращении друг с другом; наконец, он не допускает в Овальный кабинет лиц, которые анализируют и докладывают результаты опросов общественного мнения. Кажется, г-н Буш-младший вознамерился изменить весь имидж Белого дома. "Это - единственное в Вашингтоне бюрократическое заведение, которое может меняться, приспосабливаясь к личности президента", - сказал в интервью нынешний глава аппарата Белого дома Эндрю Кард-младший (Andrew H. Card Jr.), служивший в Белом доме при президентах Рональде Рейгане (Ronald Reagan) и Буше-старшем (George Bush Sr.).
По оценке г-на Карда-младшего, президент Буш-младший затратил на встречи для обсуждения своего проекта бюджета около 5 часов, тогда как президенту Клинтону в начале своего президентства потребовалось по меньшей мере 25 часов на официальные встречи и еще 50 часов - для бесед в более спокойной обстановке. Г-н Буш-младший перепоручил это г-ну Чейни и небольшой группе помощников, которые фактически и подготовили проект бюджета. "Перемены разительные, - заявил Кеннет Дуберштейн (Kenneth Duberstein), который был главой аппарата Белого дома при президенте Рейгане. -"Впервые в американской истории у нас появились президент и премьер-министр". Этот контраст показывает изменившиеся за 8 лет условия. Если прежним президентам приходилось думать о бюджетном дефиците, то нынешний думает о том, как лучше потратить лишние деньги и сократить налоги.
Г-н Буш-младший требует строгой производственной дисциплины. Г-ну Карду-младшему приходится в 7.58 утра прерывать на полуслове беседу даже с высокопоставленными руководителями, чтобы каждое утро ровно в 8.00 присутствовать на брифинге для г-на Буша-младшего по разведке. Новый президент требует от всех своих соратников неукоснительной точности и отчитывает их всякий раз, когда они опаздывают на какое-то мероприятие или начинают его раньше объявленного времени.
Обыкновенно президент Буш-младший появляется в Овальном кабинете к 7 утра и выходит из него в 6.30 вечера. В пятницу он чаще всего уезжает на выходные в загородную резиденцию Кэмп-Дэвид или в свое ранчо в штате Техас. Г-н Кард-младший говорит, что в нерабочие часы г-н Буш-младший связывается с ним не чаще, чем раз в 7-10 дней. Г-н Клинтон, напротив, нередко появлялся на работе с ближе к обеденному времени и проводил в Овальном кабинете значительно больше часов в день, меньше отдыхал в выходные и был известен своей привычкой без конца звонить своим помощникам после полуночи.
Г-н Буш-младший не жалует тех, кто анализирует и докладывает результаты опросов общественного мнения. Им запрещено появляться в Овальном кабинете, поэтому пока еще они с ним не встречались. Стэнли Гринберг (Stanley Greenberg), первый из тех, кто докладывал президенту Клинтону результаты опросов общественного мнения, вспоминает, что еженедельно встречался с ним в Овальном кабинете, чтобы обсудить результаты последних опросов, и в начальный период нередко проводил в Белом доме по несколько дней в неделю.
Однако не следует думать, что из Белого дома вместе с ежечасными докладами новостей ушла и политика. К примеру, один близкий друг и советник г-на Буша-младшего сообщил, что в Белом доме подробно обсуждали проблему энергетического кризиса в штате Калифорния и то, как данная проблема может отразиться на шансах г-на Буша-младшего на переизбрание на второй срок в данном штате. "Это, конечно же, политика, но не сиюминутная политика, - сказал этот советник президента. - Речь не идет о том, чтобы набрать очки в данный момент". Друзья г-на Буша-младшего заявляют, что он усвоил от своего отца, что на своей должности невозможно отстроиться от политических последствий принимаемых решений, а на примере г-на Клинтона он научился не упускать возможностей для того, чтобы добиваться одобрения своих программ. Ярким примером этого служат поездки г-на Буша-младшего по разным штатам на этой неделе, чтобы заручиться одобрением своего проекта бюджета.
Ряд давнишних обозревателей, следящих за событиями в правительстве, отмечает, что, по их прогнозам, члены кабинета при г-не Буше-младшем будут наделены большей свободой в принятии решений, чем при администрации Клинтона. Это потому, что г-н Буш-младший склонен перепоручать решение вопросов своим подчиненным, а также потому, что он набрал команду старых и опытных управленцев. "Дело идет к тому, что у нас будет кабинет министров", - заявил бывший сенатор от штата Нью-Йорк Даниэль Мойнихэн (Daniel Patrick Moynihan). Но также кажется, что Белый дом прочно держит в своих руках руководство кабинетом.
"Меня впечатляет то, как нынешний Белый дом приспосабливается к работе с новым президентом и к учету его интересов вместо того, чтобы думать о собственных интересах, - заявил Дуглас Сосник (Douglas Sosnik), который в течение 6 лет был высшим помощником г-на Клинтона. - Если совершена ошибка, сотрудники аппарата президента принимают вину на себя, ограждая от критики г-на Буша-младшего. Не уверен, что всегда мог сказать то же самое о Белом доме г-на Клинтона".
Сокращенный перевод: Виктор Федотов