Почему г-ну Бушу-младшему нужны "плохие парни"?
Американские президенты всегда питали склонность к страшилищам. Персонификация зла облегчает им задачу объяснения сложного мира американским избирателям, а наличие страшилищ служит моральным оправданием для последующего принятия мер в целях обеспечения американских интересов в мире. Так, в последние годы на роль "плохих парней" поочередно и все вместе были перепробованы иранский аятолла Хомейни (Khomeini), ливийский полковник Каддафи (Gadafy), панамский лидер Мануэль Норьега (Manuel Noriega), гаитянский лидер Рауль Седрас (Raoul Cedras) и сербский президент Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic). В наши дни первое место в списке страшилищ отведено неизменному врагу Америки Саддаму Хуссейну (Saddam Hussein), а награда за успехи, ставшие делом всей жизни, отдана кубинскому лидеру Фиделю Кастро (Fidel Castro).
В годы президентства Билла Клинтона (Bill Clinton) концепция страшилищ была распространена на целые государства, которые американцы стали именовать "государствами-изгоями". Бывший государственный секретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), пытаясь казаться дипломатичной, переименовала их в "вызывающие озабоченность государства". Но "государства-изгои" снова заняли подобающее место в лексиконе нынешней администрации. Дважды за последние две недели президент США Буш-младший (George W. Bush) подчеркивал в своих выступлениях наличие угрозы для Америки со стороны "наций-изгоев", тем самым вновь расширив прежнее определение до включения в него целых народов, а не только их правительств.
Для того чтобы оправдывать статус парии, нация должна активно поддерживать терроризм, производить ядерное и другие виды оружия массового поражения или заниматься продажей такого оружия подозрительным клиентам. Перечень г-на Буша-младшего открывают такие государства, как Северная Корея, Иран, Ливия и, разумеется, Ирак. "Нации-изгои" - и это уже ясно - являются краеугольными камнями во всем остальном пока еще неустойчивого здания внешней политики и безопасности, которое пытается выстроить г-н Буш-младший. На их ненадежных плечах держится все обоснование необходимости национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США.
Американский дюбуа (Dubya - лесной человек, фр.), возможно, слабо или вообще не представляет себе, что следует предпринять в отношении (нового премьер-министра Израиля) Ариэля Шарона (Ariel Sharon) или экономического кризиса в Японии, но он абсолютно уверен в одном: (американские) противоракеты совершенно необходимы для устрашения "изгоев" нашего мира.
Деформирующий эффект подобного ребяческого мышления был продемонстрирован в Вашингтоне на прошлой неделе, когда - к очевидному замешательству г-на Пауэлла - г-н Буш-младший заявил южнокорейскому президенту Ким Дэ Джуну (Kim Dae-jung), что отказывается от проводившейся при Билле Клинтоне политики налаживания отношений и ведения переговоров с правящим в Пхеньяне режимом.
Даже несмотря на то, что г-н Ким, один из ключевых союзников США в Азии, страстно желает продолжения начатого в прошлом году, во время встречи на высшем уровне, диалога с (северокорейским лидером) Ким Чен Иром (Kim Jong-il), и даже несмотря на то, что от успеха этого диалога зависит будущее испытывающего лишения, полуголодного северокорейского населения, г-н Буш-младший безапелляционно заявил, что не доверяет Северной Корее, и тем самым фактически обесточил процесс разрядки напряженности. Пхеньян сегодня предупреждает, что, возможно, будет вынужден возобновить производство ядерных боеголовок и ракет. На что г-н Буш-младший и его советники-"ястребы" отвечают: "Тем больше оснований для строительства НПРО США".
Во всем этом можно увидеть образчик циничного подхода (к проблемам внешней политики - прим. пер.). Если администрация Клинтона делала примирительные жесты в сторону Ирана, то команда г-на Буша-младшего демонизирует Тегеран как получателя и распространителя опасных вооружений и политических идей. Внутренняя борьба в Иране между реформаторами и реакционерами из числа духовенства игнорируется; очевидная потребность для президента Мохаммада Хатами (Mohammad Khatami), которому в июне нынешнего года предстоит участвовать в новых выборах, продемонстрировать преимущества своего осторожного сближения с Западом остается незамеченной. Сегодня существует возможность вывести Иран из (международной) изоляции, которая вскоре может быть утрачена. И что же делает г-н Буш-младший? Вместо того, чтобы протянуть руку, он кричит "Сумасшедшие муллы!" и требует себе больше ракет.
Есть и другой путь, если только г-н Буш-младший захочет его увидеть. Великобритания и многие страны Европейского союза активно проводят политику налаживания отношений с Северной Кореей, Ираном и Ливией. Большинство сегодня согласно и с тем, что бесконечный и бездумный остракизм в отношении иракской нации уже не является жизнеспособной политикой. Так почему бы не прекратить становиться в позу и не начать переговоры? Потому, что г-ну Бушу-младшему нужны его ракеты. А для того чтобы их получить, г-ну Бушу-младшему необходимы "изгои".
Перевод: Виктор Федотов