Вашингтон, 12 марта 2001 года. Не прошло и двух месяцев после инаугурации президента США Буша-младшего (George W. Bush), как появились признаки того, что государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) проигрывает битву за перемены в основных направлениях внешней и оборонной политики Америки. Представляется, что г-н Пауэлл идет не в ногу со своими коллегами в Пентагоне и в Белом доме по целому ряду ключевых проблем, включая Корею, Косово, Ирак и оборону Европы, и это обстоятельство вызывает в иностранных столицах опасения, что в администрации Буша-младшего нет единого подхода к жизненно важным проблемам.
Наиболее очевидный пример появился на прошлой неделе, когда г-н Пауэлл заявил, что республиканская команда намерена продолжать клинтоновскую политику осторожного налаживания отношений с Северной Кореей. Но уже на следующий день, после того, как г-н Буш-младший - к полному отчаянию находившегося с визитом в Вашингтоне южнокорейского президента Ким Дэ Джуна (Kim Dae-Jung) - заявил, что не имеет намерения возобновлять переговоры с Пхеньяном, государственный секретарь США был вынужден совершить унизительный поворот кругом.
В конце прошлой недели г-н Пауэлл, кажется, снова оказался в изоляции, на этот раз по вопросу об американском контингенте миротворческих сил ООН в Косово (KFOR). Две недели назад в Брюсселе он очень обрадовал министров стран НАТО, когда объявил, что США и их союзники "вместе вошли" и будут "вместе выходить". Но в прошлый четверг министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) на совместной с генеральным секретарем НАТО лордом Робертсоном (Robertson) пресс-конференции в Вашингтоне старательно избегал любых обещаний такого рода.
В вопросе об Ираке г-н Пауэлл дал понять, что Вашингтон поддерживает сокращение диапазона экономических санкций и предпочитает сохранить только "умные санкции" в области импорта предметов военного назначения. Но в этом его не поддержали сторонники более жесткого курса, в том числе г-н Рамсфельд и вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney).
Представляется также, что г-н Пауэлл в большей мере, чем г-н Рамсфельд или г-н Чейни, готов к тому, чтобы приветствовать создание сил быстрого реагирования Европейского союза. Как известно, в прошлом месяце сам г-н Буш-младший во время переговоров с (премьер-министром Великобритании) Тони Блэром (Tony Blair), казалось, встал на сторону г-на Пауэлла.
Г-н Пауэлл в самом начале своей новой карьеры пережил серьезное поражение, когда ему не удалось добиться назначения своего союзника, Ричарда Армитиджа (Richard Armitage), заместителем министра обороны США. Г-н Буш-младший назначил на эту должность Пауля Вольфовица (Paul Wolfowitz), одного из ключевых союзников г-на Чейни, который вместе с г-ном Рамсфельдом активно выступает за устранение от власти Саддама Хусейна (Saddam Hussein) - установка, которой г-н Пауэлл противится. Государственный секретарь США также выступил против одной из самых первых внешнеполитических инициатив г-на Буша-младшего - запрета на выделение бюджетных средств США для финансирования международных групп, которые поддерживают практику абортов.
Источники в высших дипломатических кругах Великобритании заявляют, что пока еще рано объявлять г-на Пауэлла проигравшим, но расхождения во мнениях (среди новой администрации Буша-младшего - прим. пер.) уже привлекают все большее внимание американских средств массовой информации. На прошлой неделе старший специалист по внешнеполитическим делам газеты "The New York Times" Томас Фридман (Thomas Friedman) сказал, что идет борьба между "убежденными интернационалистами" вроде г-на Пауэлла и "сторонниками жесткого курса, продиктованного идеологическими соображениями" вроде г-на Рамсфельда и г-на Чейни. "А какого подхода придерживается г-н Буш-младший? - вопрошает г-н Фридман. - Приходится только гадать, знает ли это сам г-н Буш-младший".
Перевод: Виктор Федотов