Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Washington Post" (США): Достижения и ошибки американской разведки

(США): Достижения и ошибки американской разведки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие значительные события эпохи Горбачева были неожиданны для ЦРУ, говорится в рассекреченных недавно документах.

Многие значительные события эпохи Горбачева были неожиданны для ЦРУ, говорится в рассекреченных недавно документах.

Какова отдача от сотен миллиардов долларов, вложенных в течение 45 лет в сбор информации о противнике в ходе смертельной битвы за мировое господство? Кое-какая полезная информация, и ряд крупных ошибок - какие-то озарения, какие-то увещевания и огромное количество внутренней бюрократической борьбы.

Все это стало известно в эти выходные в ходе конференции, организованной ЦРУ, из более 19 тысяч страниц разведывательных документов времен "холодной войны", обнародованных для этого мероприятия. Большое количество ветеранов спецслужб и около двух десятков действующих агентов, к которым присоединились ученые и журналисты, стали свидетелями хвалы успехам и признаний поражений. Некоторые из высказываний были эмоциональными. По словам Дугласа Макичина (Douglas MacEachin), бывшего заместителя директора ЦРУ по разведке, все это дало участникам конференции представление о том, на что были похожи бюрократические битвы времен "холодной войны".

Документы и дискуссии выявили новую информацию о том, как ЦРУ отреагировало на самое, пожалуй, драматическое событие в своей истории - приход к власти Михаила Горбачева. Глава Советского Союза за семь лет пребывания у власти завершил "холодную войну", из-за которой было создано ЦРУ, и, в конечном счете, разрушил свою собственную страну и империю.

Бывшие офицеры разведслужб, участвовавшие в дискуссиях о Горбачеве, поведали о том факте, что аналитики ЦРУ, серьезно относившиеся к его реформам, часто были в непростых отношениях со своими коллегами и начальниками, не принимавшими на веру заключения, приписывающие Горбачеву смелые намерения или допускающие существование обстоятельств, которые оказывали давление на него. Признавая излишнюю осторожность в оценке Горбачева, Фриц Эрмарт (Fritz W. Ermarth), председатель Национального совета по разведке с 1988 по 1993 год, заявил, что одним из тех, кто способствовал неправильной оценке, был тогдашний Госсекретарь Джордж Шульц (George P. Shultz). Шульц не делился содержанием своих разговоров с Горбачевым или своей оценкой этих разговоров с аналитиками разведки, например, с тем же Эрмартом.

Джек Мэтлок (Jack F. Matlock), посол США в России во время, когда Шульц был Госсекретарем, сказал, что Шульц опасался прямо говорить о своих взглядах на Горбачева, так как знал, что его противники в администрации Рейгана - в частности, министр обороны Каспар Уайнбергер (Caspar W. Weinberger) и советник по национальной безопасности Роберт Гейтс (Robert M. Gates), бывший специалист ЦРУ по Советскому Союзу - обвинят его в "безнадежной наивности". Мэтлок и Эрмарт отметили, что Шульц и президент Рональд Рейган действовали и заключали сделки с Горбачевым, основываясь на доверии к нему. Эти сделки помогли завершить "холодную войну".

Документы, обнародованные на конференции, прямо подтверждают, что практически все крупные события времен Горбачева были неожиданностью для ЦРУ. Нет доказательств, что Управление прогнозировало вывод советских войск из Афганистана, возвращение физика диссидента Андрея Сахарова из ссылки, прекращение советской цензуры. То же самое можно сказать и о согласии Горбачева на обширные сокращения обычных вооружений и ракет или о его молчаливом признании краха советской империи в Восточной Европе.

Эрмарт и его коллеги попытались найти светлое пятно в этих неудачах. Как сообщил Эрмарт, они не имели "серьезных вредоносных последствий". Он был одним из тех бывших чиновников, кто опровергал критическое заявление, сделанное в начале 90-х годов сенатором Даниелем Патриком Мойниганом (Daniel Patrick Moynihan). Мойниган утверждал, что своевременное предсказание тех результатов, к которым привело правление Горбачева, позволило бы Соединенным Штатам сэкономить миллиарды долларов, потраченные на оборону в 1980-х годах. Сотрудники разведслужб, в свою очередь, заявили, что они сомневаются, что Конгресс или исполнительная власть сократила бы оборонные расходы на основании каких бы то ни было оценок ЦРУ.

Не все придерживаются этой точки зрения. Бывший аналитик ЦРУ Мелвин Гудман (Melvin A. Goodman) написал в прошлом году, что непонимание значения Горбачева до последнего момента пребывания его у власти стоило США лишних оборонных расходов, запоздалых соглашений о контроле над вооружениями и "упущенной возможности повлиять на развитие событий в Российской Федерации".

Некоторые из документов, обнародованные на конференции, свидетельствуют об осторожности Управления. Пример этому - аналитическая записка, написанная вскоре после выступления Горбачева в ООН 7 декабря 1988 года, когда он объявил об одностороннем сокращении советских Вооруженных Сил на 500 000 человек, о выводе шести танковых дивизий из Восточной Европы и об отказе Советского Союза от использования силы при урегулировании международных споров. Он также объявил о прекращении глушения иностранных радиостанций и заявил, что более не существует идеологических предпосылок для международного напряжения.

Два месяца спустя, аналитики ЦРУ начали доклад о внешней политике Горбачева замечанием, что его "стратегия выдержана в ленинских традициях: она призывает к ослаблению противника - Соединенных Штатов - путем использования разногласий между Америкой и другими центрами капиталистической власти". В документе говорилось, что Горбачев все еще заинтересован в ослаблении глобального американского влияния, ослаблении связей между Америкой и Западной Европой, сохранением гегемонии Советского союза в Восточной Европе. Через девять месяцев рухнула Берлинская стена.

В 1989 году, когда Советский Союз ушел со своей военно-морских баз во Вьетнаме, Индийском океане и Средиземном море, и прекратил активно участвовать во всевозможных конфликтах Третьего мира - аналитики ЦРУ описывали "намерения Москвы укреплять свою роль глобального игрока на мировой арене, роль, которая лежит в основе ее притязаний иметь статус супердержавы. В тоже время, Советы пытаются не выглядеть отступающими из стран Третьего мира в результате давления США".

Сокращенный перевод: Рафаэль Сайдашев