Москва, 12 марта 2001 года. Сегодня Россия и Иран подписали свое первое с момента иранской революции 1979 года соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым Москва, вопреки возражениям Вашингтона, намерена поставить Тегерану оружия на многие миллиарды долларов. Иранский президент Хатами (Khatami) и российский президент Владимир Путин договорились также о завершении строительства в Иране атомной электростанции и выступили единым фронтом против поддерживаемого Америкой проекта строительства нефтепровода в обход России. Российско-иранский саммит равноценен дипломатическому пинку Вашингтону, который безуспешно старался удержать Россию от экспорта вооружений и ядерных технологий в Иран. Осенью прошлого года Москва вышла из соглашения с Вашингтоном от 1995 года, в соответствии с которым должна была к 1999 году прекратить поставки оружия Тегерану, и почти сразу же начала новый раунд переговоров о расширении поставок оружия в эту страну.
"Иран имеет право вооружаться и обороняться", - заявил г-н Путин репортерам, добавив при этом, что Россия готова поставлять оружие Ирану. Детали контракта, подписание которого ожидается нынешним летом, еще предстоит выработать, но уже сегодня представители России заявили, что иранская сторона проявила интерес к современным средствам обнаружения и сопровождения для систем противоракетной обороны, к самолетам и вертолетам.
Встреча г-на Путина с г-ном Хатами в очередной раз убедительно продемонстрировала, что российский президент не желает считаться с взглядами США на мир. С момента своего прихода к власти год назад он сделал все возможное, чтобы наладить отношения с теми странами, которых США пытаются изолировать от остального мира, включая Кубу и Северную Корею. Он также пытается заигрывать с Ливией, поддерживает жалобы Ирака на санкции и совместно с Китаем выступает против плана строительства национальной системы противоракетной обороны США.
Визит г-на Хатами в Москву является самым знаменательным в серии его визитов, преследующих цель реинтегрировать Иран в мировой рынок и в мировую политическую систему. Г-н Хатами в последние 2 года использует зарубежные поездки и встречи с иностранными лидерами, включая лидеров таких стран, как Китай, Япония, Германия, Франция и Италия, для подрыва попыток США убедить своих союзников сохранить экономические санкции против Ирана.
Пресс-секретарь государственного департамента США Ричард Бучер (Richard Boucher) призвал Россию не поставлять Ирану современные обычные системы оружия или важные военные технологии, что "весьма сильно заботит США". Г-н Бучер добавил, что США будут "очень энергично протестовать, если это случится".
Ни г-н Путин, ни г-н Хатами прямо не затрагивали США в своих высказываниях. Российско-иранское соглашение, заявил г-н Хатами, "не только не направлено против какой-либо третьей страны, но преследует прежде всего цель стабилизации, обеспечения спокойствия в регионе, где мы живем". Однако начальник Управления международного военного сотрудничества министерства обороны Российской Федерации ясно дал понять, что русские намерены идти вперед (в деле расширения торговли оружием - прим. пер.) без оглядки на американцев. "Некоторым это сотрудничество может понравиться, другим - нет, но нас это не касается", - заявил репортерам генерал-полковник Леонид Ивашов.
Усиление российско-иранских связей продиктовано столько же глобальной стратегией, сколько и экономическими соображениями. Сегодня товарооборот между этими двумя странами относительно невелик (900 млн. долл. США в год). "Расширение сотрудничества с Ираном обусловлено в первую очередь стремлением заработать деньги, - заявил репортерам аналитик внешнеполитических проблем Сергей Караганов. По оценкам российских официальных лиц и военных специалистов, новое соглашение о торговле оружием позволит России зарабатывать около 300 млн. долл. в год, а через 5 лет -до 2 млрд. долл. в год, в результате чего Иран займет 3-е место в списке самых крупных покупателей российского оружия.
Иран предпринимает усилия с целью обновления своего арсенала вооружений после восьмилетней войны с соседним Ираком и ищет на мировых рынках запасные части для своих дизель-электрических подводных лодок советской эпохи, реактивных истребителей, танков и бронетранспортеров. Иранские военные заинтересованы также в военно-транспортных вертолетах, современных самолетах-штурмовиках, радиолокационных станциях и переносных зенитно-ракетных комплексах. Однако, по мнению директора московского центра по изучению Ирана Руслана Пухова, "главной проверкой" (готовности России помогать Ирану - прим. пер.) станет реакция Москвы на просьбу Тегерана поставить ему зенитный ракетный комплекс С-300, обладающий возможностями борьбы с баллистическими и низколетящими крылатыми ракетами, и другие современные системы противовоздушной обороны. "Юридических преград для того, чтобы продать иранцам этот комплекс нет, - заявил он репортерам, - однако эта акция может спровоцировать политический кризис с США". Другой "болячкой" американо-советских отношений является обязательство России построить для Ирана атомную электростанцию в местечке Бушер. Г-н Путин подтвердил г-ну Хатами, что русские довершат начатые работы на этом комплексе, который строится уже 7 лет.
Сокращенный перевод: Виктор Федотов