Пессимисты утверждают, что на Россию можно положиться только в одном: она всегда тебя подведет. В прошлом году Россия упустила свой лучший за десятилетие шанс для продолжения экономической реформы. По официальным данным, в прошлом году рост валового национального продукта страны составил 7,7%, а профицит бюджета - 6 млрд долл. США. Однако, несмотря на то, что о реформе много говорилось, сделано было мало. Опубликованный в июне прошлого года проект реформы, который подготовила команда под руководством министра экономического развития и торговли Российской Федерации Германа Грефа, получил признание, но был не востребован. О разочаровании инвесторов можно судить по состоянию дел на фондовых биржах. Несмотря на то, что в первые недели нынешнего года наблюдалось оживление спроса, базовый индекс RTS понизился на 1/3 по сравнению с наивысшим прошлогодним значением.
Объектом разочарования является прежде всего Президент России Владимир Путин. Российское правительство все еще настолько централизованно, а большинство его институтов настолько слабы, что мало что происходит без давления с самого верха. Многие надеялись, что г-н Путин сделает экономическую реформу приоритетным направлением своей деятельности, проведя через правительство и парламент непопулярные меры раньше, чем заинтересованные группы сумеют разубедить его. Вместо этого он сосредоточил свое внимание на политике, на укреплении личной власти на случай возможных покушений на нее со стороны парламента и региональных руководителей. Только в нынешнем году он стал уделять больше внимания экономике. Темпы экономического роста замедлились. Инфляция упрямо не хочет снижаться. Цена на нефть, этот главный предмет российского экспорта, упала. Возрастающие расходы на социальные нужды создают затруднения при подготовке сбалансированного бюджета. Предпринятая в январе с.г. попытка добиться (от западных кредиторов. - прим. пер.) реструктуризации внешнего долга путем отказа от внесения текущих платежей только лишь заострила внимание как на огромной величине внешнего долга России, так и на ее ненадежности как заемщика.
Повестка реформы, кроме того, является устрашающе длинной. И все ее пункты необходимы. В нее входят новые законы о корпоративном налогообложении, о таможенных пошлинах и о землевладении. Она предусматривает введение новой, отвечающей потребностям общества системы государственного пенсионного обеспечения, более высокие стандарты корпоративного правления, регулирование банковской деятельности и большую прозрачность и состязательность в установлении цен на энергоносители и тарифов на железнодорожные перевозки. Далее, она предусматривает фундаментальное укрепление правовой системы (судопроизводства) и систематические усилия по снижению тягот, которые государственная бюрократическая машина создает для частного бизнеса.
У г-на Путина пока еще есть время до выборов 2004 года для принятия некоторых мер. Вопрос в том, есть ли у него воля и убежденность, чтобы эти меры осуществить. Уже сегодня можно без большого риска сделать ставку на некоторые реформы, например, на реформу корпоративного налогообложения. После многих лет препирательств парламент и правительство, вероятно, в ближайшие недели достигнут согласия в вопросе о новом законопроекте налогообложения доходов корпораций. После того как этот закон войдет в силу - если повезет, то уже в следующем году, - российские компании смогут вычитать из налогооблагаемой базы все обычные издержки производства. В старом законе перечень статей расходов предприятия (организации), подлежащих вычитанию из налогооблагаемой базы, был очень узким, в результате чего фактические ставки налогов были значительно выше номинальных, что поощряло владельцев предприятий (организаций) к ведению "двойной бухгалтерии".
Новый закон, направленный на совершенствование работы таможенной службы и упорядочение таможенных пошлин, также почти готов и в этом месяце, возможно, поступит на рассмотрение в Государственную думу. В нем более точно прописаны процедуры оценки и классификации товаров, благодаря чему таможенники лишаются возможности своевольно устанавливать размеры пошлин и задерживать товары. На бумаге, по крайней мере, эти нововведения способствуют приближению России к нормам Всемирной торговой организации, в которую она очень стремится вступить.
Недавно в правительстве обсуждался пакет законов, облегчающих регистрацию и ведение бизнеса. По словам г-на Грефа, перечень подлежащих государственному лицензированию видов бизнеса сокращается с 1200 до 91. Однако этот законопроект вызывает возражения у многих министерств и ведомств, которые не желают лишаться доходов от лицензионной деятельности.
В мае будет готов для передачи в парламент закон о земле. Г-н Путин поручил своему правительству подготовить федеральный закон, который разрешит продажу земли и передачу ее в залог. Но эта новость только отчасти хорошая. Новый закон коснется только непахотных земель. Правила землепользования в отношении пахотных земель должны быть прописаны в отдельном законопроекте, который будет готов, вероятно, в июне. Этот второй закон, вероятно, предоставит местным органам самоуправления право решать, хотят ли они иметь свободный рынок пахотной земли у себя в регионе. Сектор коллективного сельского хозяйства, очевидно, выступит категорически против нового закона, а это значит, что российские колхозы все еще пытаются продлить свое существование, несмотря на то, что они безнадежно неэффективны.
В мае, возможно, также будет реформирован "Газпром", когда уйдет в отставку его глава, Рем Вяхирев. Хотя 38% акций "Газпрома" принадлежат государству, до сего времени эта корпорация живет практически по своим законам. При более управляемом руководстве "Газпром", возможно, будет разбит на отдельные компании, в результате чего на рынке энергоносителей станет больше конкуренции. Возможно, будут достигнуты более высокие стандарты прозрачности, эффективности и корпоративного руководства, благодаря чему правительство получит дополнительные миллионы долларов в форме увеличенной рыночной капитализации, дивидендов и корпоративных налогов.
Повестка реформ трудная, но по меньшей мере серьезные разногласия из-за законопроектов о налогах, земле и таможне в основном урегулированы. Остальное - дело политического процесса, что может означать задержку принятия законов, если г-н Путин, как считают многие обозреватели, произведет в марте или апреле кадровые изменения в правительстве или в кремлевской администрации. Едва ли Президент захочет ввести в правительство тех людей, которые будут не согласны с его политикой. Но всякому новому правительству необходимо время, чтобы утвердиться и выстроить отношения с Государственной думой, через которую необходимо проводить любые новые законы.
Что касается других пунктов повестки реформ, то здесь ясности меньше. Государственная дума в этом месяце, быть может, согласится на некоторые скромные перемены в банковской системе, включая более либеральные правила для иностранцев, желающих открыть или купить бизнес в России. Но любые серьезные реформы банковских правил, вероятно, будут зависеть от нового руководителя Центрального банка Российской Федерации. Ныне занимающий эту должность Виктор Геращенко не особенно приветствует реформы и является главным противником либерализации существующей сегодня строгой системы государственного валютного регулирования.
Предложения по пенсионной реформе по указанию г-на Путина рассматриваются все тем же правительством. Нынешняя система государственного пенсионного обеспечения обеспечивает выгоды для всех, но выгоды мизерные. Необходимо поднять верхнюю планку назначаемых пенсий. В этом году правительство, возможно, внесет свою законодательную инициативу по вопросу пенсионной реформы, и тогда закон начнет действовать со следующего года.
Реформа жилищно-коммунальной сферы пока не подготовлена. Большинство россиян по-прежнему платит очень мало за жилье и коммунальные услуги. Реформа заставит всех домовладельцев оплачивать рыночную стоимость аренды жилья и коммунальных услуг, при этом субсидии станут получать только малоимущие. Но каких-то шагов в этом направлении можно ожидать не ранее чем через год-два в лучшем случае, а быть может, и позднее, поскольку г-н Путин скорее всего станет колебаться, стоит ли делать в массе своей непопулярные шаги перед следующими выборами.
Пока эти реформы остаются официальной политикой, можно утверждать, что Россия движется в правильном направлении - пусть даже и не так уверенно, как хотелось бы иностранным инвесторам. Экономика сегодня в лучшей форме, чем была в конце правления Бориса Ельцина. Меньше хаоса и меньше коррупции в политике, а в правительстве отмечается склонность к либерализму. Но по-прежнему сохраняется озабоченность, что Россия может избрать для себя иной путь. Не проходит сильное ощущение, что г-н Путин еще не принял окончательное решение. Он внимательно прислушивается к таким известным консерваторам, как хабаровский губернатор Виктор Ишаев, который выступает за усиление роли правительства в управлении экономикой.
Либеральный политик Григорий Явлинский обвиняет г-на Путина в желании "создать бюрократическое полицейское государство". По этой причине реформа правовой системы, хотя это и не чисто экономическая реформа, возможно, является самой важной из всех реформ. Правовая система поражена некомпетентностью и коррупцией. Но верит ли г-н Путин также в то, что Россия должна иметь действительно независимую правовую систему? Это один из самых серьезных выборов, которые стоят перед г-ном Путиным. Без независимой правовой системы другие реформы будут иметь куда меньшую ценность. Россия останется страной, где правит произвол, а в этом случае ей не избавиться и от кумовства.
Перевод: Виктор Федотов