Мы, возможно, вскоре будем сожалеть о старых добрых временах неуклюжего в делах Бориса Ельцина. Этот русский руководитель был склонен взрываться с предсказуемостью гейзера в Йеллоустонском национальном парке, проявляя свой нрав в очень широком диапазоне, от высшей стадии опьянения до лукавства и сумасшедших прыжков, а временами даже и пленяющей несдержанности. Очевидно, в скором времени старого Бориса уже не будет с нами. Согласно сообщениям, его здоровье опять ухудшается.
Когда дело касалось важнейших стратегических проблем первого десятилетия после окончания "холодной войны", г-н Ельцин не всегда очень умело разыгрывал свои карты. В тех регионах, по которым его коварный министр иностранных дел, а позднее премьер-министр Евгений Примаков был спецом, например в Ираке и на Ближнем Востоке, русские весьма успешно расстраивали планы американцев. Но, когда речь шла о Европе, часто сменяющиеся при Ельцине кабинеты министров были не способны остановить продвижение восточно- и центральноевропейских стран к более тесному экономическому и военному сотрудничеству с Европейским союзом и НАТО. В 1999 году Североатлантический союз, невзирая на бурное негодование России, впервые за более чем 10 лет принял в свои ряды трех новых членов, ранее входивших в Организацию Варшавского договора. Для них в то время не существовало даже возможности воспользоваться в своих интересах соглашением от 1994 года о сотрудничестве между НАТО и Россией. Российское правительство после длительной задержки лишь в этом месяце позволило генеральному секретарю НАТО Джорджу Робертсону (George Robertson) председательствовать на церемонии открытия миссии связи НАТО в Москве, которая разместилась всего в двух комнатах, арендованных в здании посольства Бельгии.
Особенно унизительным для Москвы стало принятие в НАТО Польши, соседствующей с Калининградской областью, где русские устроили свой военный анклав. Москва предупреждала, что в случае, если Польша или соседствующая с Калининградом на севере Литва присоединятся к НАТО, последствия для Прибалтики будут разрушительными. Ну, и что произошло? А фактически ничего, если не считать, что русские выглядели довольно глупо.
Как пояснил на прошлой неделе выступивший на конференции Центра изучения проблем безопасности и международных проблем бывший заместитель министра иностранных дел России Андрей Федоров, русские действительно не хотят снова оказаться в подобной ситуации. Зная, что не способны блокировать расширение НАТО, русские тем не менее очень хотели бы повлиять на ход этого процесса и определить свое место в структуре европейской безопасности. На этот раз в качестве главной выдвигается цель помешать бывшим прибалтийским республикам СССР вступить в НАТО на следующем этапе расширения, что может случиться в 2002 году. По словам г-на Федорова, русские хотели бы, чтобы любое решение по прибалтийским странам было отложено до 2005 года, который совпадает со сроком введения единой валюты для союза Россия-Белоруссия. Несомненно, их следующей целью станет союз с Молдовой, а потом - с Украиной, в результате чего был бы создан сильный евразийский блок.
Россию, кроме того, заботит, что у нас сейчас есть американская администрация, полная решимости построить национальную систему противоракетной обороны (НПРО) США, которая беспокоит русских ничуть не меньше, чем расширение НАТО. Находясь в куда более слабой позиции, чем его предшественник, г-н Путин будет вынужден полагаться на свой ум и тактику, которой его научили в КГБ. Надо думать, что и то, и другое будет ему крайне необходимо. По мнению аналитика Радио "Свобода"/"Свободная Европа" Пауля Гобла (Paul Goble), который на этой неделе выступил перед объединенной комиссией американцев прибалтийского происхождения, "подрывная деятельность - оружие слабых, как это было в случае с СССР в 30-х годах".
По сообщениям Радио "Свобода"/"Свободная Европа", г-н Путин запросил у Государственной думы Российской Федерации 50 млн долл. США на кампанию против расширения (НАТО) в средствах массовой информации Европы и Америки. Это безусловно отдает советскими кампаниями дезинформации времен 80-х годов, сначала против ядерных ракет промежуточной (меньше межконтинентальной - прим. пер.) дальности в Европе, а позднее - против Стратегической оборонной инициативы Рональда Рейгана (Ronald Reagan). Что касается кампании против НПРО США, то тут г-н Путин оказался весьма изобретательным, играя на опасениях и заботах европейцев, не согласных с американскими планами. Надо полагать, он сохранял на своем лице выражение прямодушия, когда говорил лорду Робертсону, что русские теперь признают наличие угроз собственной безопасности со стороны "государств-изгоев" - быть может, иранцев, которым русские продают ядерные технологии, несмотря на острое возмущение американцев.
Как заявил лорд Робертсон, побывавший на прошлой неделе в Вашингтоне прямо после встречи с российским президентом: "Г-н Путин движется тем же путем, что и европейцы, уходя от представлений "холодной войны". Это открывает возможности для новых, более благоприятных режимов (в международных отношениях - прим. пер.)". Фактически г-н Путин доказывает, что, коль скоро Европа и Россия со всей очевидностью оказались гораздо ближе к пониманию локальных угроз, им очень нужны системы противоракетной обороны для использования на театрах. Соединенным Штатам Америки, как он утверждает в блаженном неведении, пока еще не угрожают баллистические ракеты "государств-изгоев", так почему бы не оставить в покое Договор об ограничении систем противоракетной обороны? (Этот договор стоит на пути строительства НПРО США.) Лорд Робертсон был явно солидарен с весьма резонной позицией г-на Путина. Под руководством г-на Путина русские, безусловно, найдут другие способы использования в собственных интересах расхождений между США и их европейскими союзниками. И когда они это станут делать, мы должны будем распознать, что именно они делают, и не дать себя отвлечь от наших законных и важных целей.
Перевод: Виктор Федотов