Высшие европейские чиновники заявляют своим американским коллегам, что они "очень серьезно" воспринимают предложения президента России Владимира Путина о распространении концепции противоракетной обороны на Европу и Россию.
Раскол в трансатлантических отношениях, касающихся будущих договоренностей в сфере безопасности, стал совершенно очевиден на этой неделе, когда высокопоставленный европейский министр на условиях анонимности заявил: "Мы должны развивать наши воззрения вне проблемы расширения НАТО. Через десять лет Северная Америка, Европа и Россия будут участниками единого пакта о взаимной безопасности перед лицом угроз с юга".
Владимир Путин во время переговоров с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном (George Robertson) использовал американский геополитический жаргон, когда говорил о "ракетных угрозах со стороны государств-изгоев". Список "государств-изгоев" г-на Путина включает три страны, покупающие российские системы вооружений, - Иран, Ливия и Северная Корея. Г-н Путин мотивировал это (продажу вооружений - прим. пер.) тем, что российской оборонной промышленности нужны деньги.
"Юг", с точки зрения России, это все то, что располагается за южными границами, от Кавказа и Закавказья до Балкан. Г-н Путин уверен, что мусульманские экстремисты - последователи Осамы бен Ладена (Osama bin Laden) будоражат ситуацию в странах, соседствующих с Россией, в Таджикистане, Туркменистане, Казахстане, Узбекистане и Киргизстане. Эти государства граничат с Ираном и Афганистаном, двумя "изгоями", согласно американскому лексикону. Г-н Путин и его службы, отвечающие за разведку и безопасность, давно уверены, что агенты бен Ладена также работают на стороне антироссийских повстанцев в Чечне.
Г-н Путин сейчас признает, что Россия и Европа гораздо более, чем США, подвергаются угрозе удара ракетами малой дальности со стороны некоторых "государств-изгоев". Как сказал г-н Путин лорду Робертсону, Америке следует опасаться ударов межконтинентальными ракетами со стороны "плохих парней", но, как он отметил, эта угроза находится еще в отдаленном будущем.
Министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) и госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) понимают сейчас, что слова "национальная противоракетная оборона" были неправильно поняты друзьями и союзниками, а также Россией и Китаем. Согласно новой официальной номенклатуре сейчас это просто "противоракетная оборона".
Г-н Путин передал в Москве лорду Робертсону девятистраничное предложение, основываясь на котором заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Арбатов сразу же заявил, что Россия сделала выбор в пользу союза с Западом, "а не с Китаем".
Г-н Арбатов, ключевая фигура в Москве, к которой прислушиваются западные ведущие политики, назвал данный ход г-на Путина "гигантским" прорывом. Для России и НАТО построение совместной системы обороны, согласно предложению г-на Путина, с общими радарами, пусковыми установками ракет и пунктами контроля и управления равнозначно созданию совместной системы противовоздушной обороны. "Такая система будет означать ни больше ни меньше, чем принятие России в НАТО", - делает вывод г-н Арбатов.
После распада Советского Союза, краха коммунизма и завершения "холодной войны" Москва с неодобрением относилась к Вашингтону за ту роль, которая была предоставлена ей в "новом мировом порядке" бывшего президента Буша-старшего. Доктор Фрэд Айкл (Fred C. Ikle), архитектор оборонного строительства президента Рейгана (Reagan) в начале 1980-х годов, был одним из весомых сторонников приглашения России в НАТО.
Но вместо этого США решили, что Россия должна принять "холодный душ" демократии и рыночной экономии. Эта политика была провальной. Антитела организма российской политики отвергли эксперимент, и Россия стала криминальной сверху донизу. Новые российские олигархи и их союзники из организованных преступных сообществ ограбили Россию примерно на 200 млрд долл. США, инвестировав эти деньги в недвижимость или бизнес за границей или вложив их в офшорные налоговые гавани.
Когда г-н Путин пришел к власти в прошлом году, он решил отдать приоритет закону и порядку внутри страны, перед тем как обратиться к проблемам международной безопасности.
Генералитет до сих пор убежден, что главная угроза России исходит от НАТО и ее планов о расширении. Службы, отвечающие за разведку и безопасность и составляющие ядро власти г-на Путина, с этим не согласны. Они видят угрозу в мусульманских экстремистах, разжигающих беспорядки в мягком подбрюшье России. Генералы и адмиралы сказали г-ну Путину, что вашингтонский план "Национальной противоракетной обороны" представляет собой серьезную угрозу для российских средств ядерного сдерживания. И в соответствии с этим Москва использует всю мощь своей пропаганды, чтобы помешать этому.
По словам министра обороны одной из ведущих стран Европы, чьи коллеги часто ведут переговоры с чиновниками российского министерства обороны, г-н Путин уже переоценил ситуацию. Он теперь твердо уверен, что безопасность России находится на Западе, а не на Востоке. "Это очень важный момент в истории альянса НАТО. Если Вашингтон повернется спиной к последним предложениям г-на Путина в сфере безопасности, то мы упустим уникальную возможность", - сказал министр.
Как отметил лорд Робертсон в Вашингтоне на этой неделе: "Путин идет практически теми же самыми путями, что и мы".
Перевод: Рафаэль Сайдашев