Центральная швейцарская газета анализирует феномен украинской оппозиции: отсутствие узнаваемого политического лидера и широкой массовой поддержки сводит на нет все усилия оппозиционеров.
Украинский президент вовремя сбежал из столицы. Когда в прошлую пятницу произошли столкновения между полицией и демонстрантами, требовавшими его отставки, Кучма уже долгое время находился с визитом в западно-украинских землях, пострадавших от наводнения. На следующий день было намечено начало многодневного президентского отдыха в Крыму. Перед отъездом из столицы глава государства не упустил возможности нанести оскорбление своим противникам, наградив их нелестными эпитетами. Не придумав ничего лучше, Кучма назвал оппозицию "неонацистской коричневой заразой". Если эта акция удастся, предупредил он, указывая на радикальных националистов в рядах оппозиции, события будут развиваться по мюнхенскому сценарию 1938 года. Поэтому журналисты должны предупредить население о надвигающейся опасности, потребовал глава государства.
Власть масс
Большинство СМИ откликнулось на призыв. Уже несколько дней национальные телеканалы, и государственные, и находящиеся под контролем олигархов, близких к президенту, снова и снова транслируют изображения молодых людей, бросающих камни и бутылки, в том числе и с молотов-коктейлем, опрокидывающих заборы и ограждения, пытающихся прорвать полицейское оцепление. На многих из них красные повязки с изображением, напоминающим свастику, - символикой Украинской национальной ассамблеи - Украинской национальной самообороны (УНА-УНСО). Пока не до конца ясно, кто спровоцировал беспорядки. Но не подлежит сомнению тот факт, что радикальные националисты, провозгласившие образцом для подражания фашистское движение Италии и Ку-Клус-Клан, в любой момент готовы к штурму. Это, в свою очередь, дает повод СМИ заявлять, что нерегулируемые последствия акций протеста против режима Кучмы представляют угрозу для общественного порядка.
Цветные вместо коричневых
На самом деле, оппозиция не достаточна сильна и сплоченна, даже, можно сказать, слишком слаба для того, чтобы навязывать свои требования президенту. В ее рядах зеленые объединились со сторонниками лидера социалистов Мороза и диссидентами со старых советских времен. К ним примкнули националисты и бывшие афганцы, члены прозападной партии Рух и украинские комсомольцы. Все они обвиняют Кучму в похищении и убийстве журналиста оппозиционного толка Гогнадзе и выдвигают лозунги "Украина без Кучмы", "За правду", "За национальное спасение".
Политическое согласие на этом и заканчивается. Лучший пример - кровопролитная акция протеста в прошлую пятницу. Ее организаторы признали, что утратили контроль над ситуацией. Пресс-секретарь Мороза, до этого тщетно призывавший отказаться от насилия, подтвердил, что оргкомитету не удалось остановить агрессивно настроенных демонстрантов.
Одни скандалами сыт не будешь
Оппозиция раздробленна. Разрозненные группы никак не могут договориться между собой. Не достигнуто согласия и по вопросу об отношениях Киева и Москвы. В то время, когда одни выступают за сближение с Россией, другие призывают к дальнейшей украинизации государства. К тому же, у противников действующего президента нет харизматических лидеров. Бывший заместитель премьер-министра Юлия Тимошенко, которая после своей отставки возглавила киевскую оппозицию, с февраля находится в предварительном заключении по обвинению в предполагаемых финансовых махинациях. К лидеру же социалистов Морозу после повторно проигранных выборов прилип имидж вечно проигравшего, но зато с безупречной репутацией.
Именно поэтому оппозиционеры не способны мобилизовать больше, чем пару тысяч демонстрантов. Менее десяти процентов населения доверяют своему президенту, подавляющее же большинство жалуется на коррупцию, правовой произвол и вообще на весь существующий режим в целом - богатство для немногих, бедность для народа. Однако ежедневная борьба за выживание удерживает общественность, по мнению наблюдателей, от массовых выступлений во имя мертвого журналиста и от затяжного, под час сомнительного выяснения отношений с властью.
Кусок хлеба важнее политических скандалов. Очевидно, общественное давление слишком незначительно для того, чтобы вынудить Кучму добровольно уйти в отставку. И хотя позиция президента бал серьезно ослаблена в результате внутриполитического кризиса, причиной которого стал случай с Гогнадзе, ему стоит опасаться лишь своих уличных противников.
Перевод: Анна Черемушкина