Представители министерства Российской Федерации по атомной энергии 15 марта 2001 года заявили, что построят для Ирана второй атомный реактор, в то время как на Капитолийском холме растет озабоченность в связи с расширением продажи Тегерану российского оружия и технологий. Сегодня двухпартийная группа американских законодателей собирается направить президенту Бушу-младшему (George W. Bush) письмо с предложением сократить помощь России, если та приступит к осуществлению сделок по оружию, о которых было объявлено на прошлой неделе, во время встречи на высшем уровне в Москве между российским президентом Владимиром Путиным и иранским президентом Моххамедом Хатами (Mohammed Khatami). Администрация Буша-младшего, считающая Иран "государством-изгоем" и спонсором терроризма, на этой неделе предупредила г-на Путина, что продажа оружия и ядерных технологий Ирану будет иметь "серьезные последствия" для американо-российских связей.
Пресс-секретарь государственного департамента США Ричард Бучер (Richard Boucher) отказался комментировать заявление о последней сделке по реактору, но отметил: "Наша общая политика в этой области очень хорошо известна". Россия в ноябре прошлого года вышла из тайного неформального соглашения с администрацией Клинтона (Clinton), в соответствии с которым она взяла обязательство воздерживаться от новых сделок по продаже оружия Ирану. Встреча Путин-Хатами принесла первые официальные плоды восстановления военных связей между двумя странами.
Операторы атомной электростанции (АЭС) в Санкт-Петербурге уже работают над контрактом на поставку одного атомного реактора, стоимость которого составляет около 800 млн. долл. США. По заявлению Тегерана, этот реактор будет построен в порту Персидского залива Бушер. Правительство США выражает протест в связи с опасением, что российские технологии могут быть использованы для разработки ядерного оружия. Вчера г-н Хатами посетил Санкт-Петербургскую АЭС, после чего ее генеральный директор Евгений Сергеев заявил репортерам, что г-н Хатами подтвердил планы заказать второй реактор после того, как будет поставлен первый, возможно, в конце следующего года. Задержки с поставкой первого реактора (заказанного еще в середине 90-х годов) стали причиной трений в отношениях между Ираном и Россией. Новый контракт, по словам г-на Сергеева, может стоит до 1 млрд. долл. США.
Конгрессмен Джозеф Хеффель (Joseph M. Hoeffel), демократ от штата Пенсильвания и главный автор сегодняшнего письма г-ну Бушу-младшему, отметил, что закон о борьбе с терроризмом от 1996 года запрещает США помогать странам, которые "предоставляют смертоносную военную технику террористическим государствам". Вчера, давая интервью по телефону, г-н Хеффель сказал: "Мы хотим хороших отношений с россиянами. Но им не следует рассчитывать на наше хорошее отношение к ним, если они не понимают необходимости отказа от продажи оружия "нации-изгою", которая поддерживает террористов". Иран числится в американском списке государств - спонсоров терроризма с 1984 года.
В 2000 финансовом году США предоставили России помощь на сумму более 1 млрд. долл., в том числе 196 млн. долл. - по закону о поддержке свободы, 222 млн. долл. - по программам министерства энергетики США и 240 млн. долл. - по программам продовольственной помощи министерства сельского хозяйства США. Еще 360 млн. долл., ассигнованных на программы демонтажа старых ракет с ядерной головной частью, которые достались России в наследство от бывшего Советского Союза, и обеспечения безопасности российских ракетных складов, как заявил г-н Хеффель, не подпадают под предлагаемые сокращения бюджета. "Стратегические последствия продажи российского оружия Ирану невозможно переоценить, - сказано в письме конгрессменов г-ну Бушу-младшему. - Недавние акции России должны быть тщательно изучены Соединенными Штатами. Признавая за Вами право делать исключения из закона, мы все же призываем Вас действовать быстро и адекватно". В числе тех, кто подписал это письмо, были бывший председатель комиссии палаты представителей по международным делам Бенджамин Гилман (Benjamin A. Gilman), республиканец от штата Нью-Йорк; конгрессмен Гэри Аккерман (Gary L. Ackerman), демократ от штата Нью-Йорк и известный представитель парламентского меньшинства в группе по Ближнему и Среднему Востоку комиссии по международным делам; Стени Хойер (Steny H. Hoyer), демократ от штата Мэриленд; и конгрессмен Курт Велдон (Curt Weldon), республиканец от штата Пенсильвания и ведущий специалист по России среди заседающих в конгрессе республиканцев.
Г-н Бучер заявил, что администрация пока не получала письма законодателей, и отказался комментировать его содержание. Официальные представители России отвергают протесты США в связи с российско-иранскими сделками, заявляя, что они являются внутренним делом двух суверенных государств.
Перевод: Виктор Федотов