После эксцентричного, но в целом прозападного руководства эры Ельцина президент Владимир Путин привнес в российскую дипломатию более националистический тон. В некоторых областях он проводит прямо противоположную Вашингтону политику, о чем свидетельствует, например, последовавшее на этой неделе заявление о возобновлении продажи обычных систем оружия Ирану. В то же время в других областях, касающихся, например, контроля над вооружениями и интеграции России в глобальную экономику, г-н Путин надеется на (американское) сотрудничество.
Поступающие от Москвы неоднозначные сигналы ставят в затруднительное положение администрацию Буша-младшего (George W. Bush), которая, идя к власти, обещала проводить более жесткую и реалистичную политику в отношении России. Когда политика Москвы противоречит национальным интересам Америки, Вашингтон обязан ей противодействовать. Но Соединенным Штатам Америки следует поощрять переход России к рыночной экономике и демократии и работать вместе с г-ном Путиным над сокращением ядерных угроз человечеству, остающихся со времен "холодной войны".
России не нужно бы предлагать Тегерану запчасти для его самолетов и танков, а также поставлять ему усовершенствованную систему противовоздушной обороны. Не должна была бы она и строить в Иране гражданский атомный реактор, который может стать проводником для ознакомления иранских ученых с технологиями производства ядерного оружия. В среде иранских военных до сего времени преобладают клерикальные консерваторы, которые выступают в поддержку международного терроризма, противятся заключению мира между Израилем и палестинцами и активно осуществляют разработку ядерного оружия.
Москва также безответственно ведет себя с бывшими советскими республиками Украиной, Грузией и Молдовой, используя поставки российских энергоносителей этим странам для оказания давления на их правительства с целью получения военных, экономических или политических уступок. Дальше к востоку российские войска в бывших советских республиках Средней Азии оказывают помощь в борьбе против исламских повстанцев. Г-н Путин, характер и взгляды которого сложились в годы службы в советской разведке, по-видимому, намерен не только поднять авторитет российского государства, но также восстановить некоторые из старых международных связей Москвы. Поэтому он особо подчеркнул важность своих визитов в такие страны-союзники советской эпохи, как Куба и Вьетнам.
Но г-н Путин, кажется, осознает, что для безопасности России наиболее важны отношения с Западом, в том числе заключенные с США договоры о ядерном оружии и баллистических ракетах. В последние месяцы он смягчил свое неприятие планов Америки в области противоракетной обороны и дал понять, что готов договариваться с администрацией Буша-младшего как по наступательным, так и по оборонительным ракетным системам. Вашингтону следует воспользоваться этой возможностью.
Г-н Путин, по-видимому, понимает и то, что жизнеспособность российской экономики, несмотря на подъем, который стал возможным благодаря высоким мировым ценам на нефть, зависит от увеличения торговли и западных инвестиций. А для этого потребуются более жесткие меры против коррупции и радикальное упрощение правил лицензирования бизнеса. Западу следует поощрять шаги в этом направлении. В Вашингтоне не должно быть иллюзий в отношении г-на Путина. Он ведет Россию более решительным и независимым курсом, чем это было при его предшественнике Борисе Ельцине. Однако может оказаться, что этот новый курс будет более предсказуемым и прагматичным. Администрации Буша-младшего следует там, где это возможно, поощрять сотрудничество с Россией, ибо ее интеграция в глобальную экономическую систему и ее поддержка мер контроля над вооружениями будут выгодны как Вашингтону, так и Москве.
Перевод: Виктор Федотов