Перед новым американским президентом стоит пугающее множество внешнеполитических проблем единственной в мире гипердержавы. Партнерские отношения и союз с Европой по-прежнему рассматриваются как краеугольный камень глобальной роли Соединенных Штатов Америки. Одной из первых проблем безопасности, которая встала перед президентом сразу же после инаугурации, является перспектива расширения Североатлантического союза. Учитывая, что руководство НАТО пообещало не позднее 2002 года на встрече на высшем уровне пересмотреть свою политику открытых дверей, столь важное решение требует осмотрительного американского патронажа. На встрече на высшем уровне в Вашингтоне в 1999 году, где были официально приняты в члены НАТО первые три бывших государства - участника Организации Варшавского Договора Польша, Чешская Республика и Венгрия, государствам Центральной и Восточной Европы были даны конкретные заверения, что дверь в НАТО останется открытой. В принципе Совет НАТО благоприятно относится к заявкам девяти (на сегодняшний день) государств Центральной и Восточной Европы, выразившим желание вступить в Североатлантический союз, поскольку считается, что он призван играть роль якоря стабильности в регионе.
Европейцы, к сожалению, в последнее время многозначительно замолчали по вопросу будущего НАТО, так как всецело поглощены собственными историческими мегапроектами: расширением Европейского союза и внутренними реформами, необходимыми для того, чтобы сделать работоспособной увеличенную до 27 или более членов Большую Европу. Успешное завершение процесса расширения Европейского союза станет важной вехой на пути достижения длительного мира и стабильности в Восточной Европе. Многое указывает на то, что к 2004-2005 году Европейский союз примет в свои ряды до 10 новых членов.
Из нынешних кандидатов только Болгария и Румыния не будут приняты. Обе страны знают, что не будут готовы к первому раунду (расширения Европейского союза - прим. пер.) и потому установили для себя другие расписания. Однако, для того чтобы они в предстоящем десятилетии не сошли с пути реформ, необходимо оградить их от шока двойного отказа в приеме (в Европейский союз и в НАТО - прим. пер.). Некоторые (западные) европейцы, возможно, питают тайные надежды на то, что в 2002 году расширения НАТО не произойдет. Но Болгария и Румыния призывают к тому, чтобы дверь в НАТО оставалась открытой. Запад не может себе позволить ослабить демократические силы или рисковать тем, что кто-то в Юго-Восточной Европе скатится обратно к антизападным настроениям. Болгария и Румыния являются ключевыми игроками на Балканах в момент, когда после свержения режима Милошевича (Milosevic) в регионе появились реальные шансы на стабилизацию. Кроме того, две вышеназванные страны дают геостратегические преимущества для НАТО и Соединенных Штатов Америки, обеспечивая более широкий доступ к Черному морю и его путям транспортировки энергоносителей. Для того чтобы компенсировать этим двум странам невозможность вступления в Европейский союз, следует четко дать им понять, что для них существует возможность к 2005 году вступить в НАТО. На конечном этапе процессы расширения Европейского союза и НАТО должны дополнять и взаимно усиливать друг друга.
Через 15 лет после революций 1989-1990 годов все страны Центральной и Восточной Европы должны стать членами по меньшей мере одной евро-атлантической организации. И тогда Запад более или менее выполнит свою историческую миссию. Разумеется, эта логика породит новую динамику расширения союза НАТО. К примеру, Словения настолько же готова к членству в НАТО, насколько были готовы кандидаты первого раунда (расширения НАТО - прим. пер.) в 1997 году. Во-вторых, Словению следовало бы принять в НАТО только лишь на основании преимуществ ее геостратегического положения. Если кандидатами в члены НАТО станут четыре вышеупомянутые страны, Североатлантический союз ясно даст понять, что - после четырех Балканских войн - стабильность в Юго-Восточной Европе остается главным стратегическим приоритетом для США и (Западной) Европы.
А как насчет прибалтийских стран? Пока что ясно лишь одно: никакое из трех новых демократических государств не будет брошено на произвол судьбы. Фактору России не будет позволено помешать их интеграции в евро-атлантические институты. Полноправное членство в Европейском союзе ознаменует собой решительный возврат в Европу трех прибалтийских государств. После их вступления в Европейский союз с его сложной системой норм и правил, с его внутренним рынком и Шенгенскими соглашениями (о пограничном режиме - прим. пер.) в Прибалтике появится новая реалия. В конечном итоге вопрос о трех бывших прибалтийских республиках Советского Союза станет лакмусовой бумажкой для проверки доверия к альянсу. Почти через 25 лет после подписания окончательного акта в Хельсинки всем должно быть уже ясно, что каждое государство мира вольно само выбирать для себя союзников. Вопрос о прибалтийских государствах подвергнет испытанию и Россию Владимира Путина. Современная и демократичная Россия должна понимать, что только выиграет от процветания и стабильности на своем западном рубеже. Современная Россия должна также согласиться с тем, что времена красных ограничительных линий ушли навсегда.
Можно ожидать, что НАТО выберет осторожный подход, который будет учитывать законные интересы безопасности России, но у России нет права вето. В ходе второго раунда расширения НАТО может быть предложено вступить в эту организацию лишь одному из прибалтийских государств - Литве, в которой не существует проблем русского меньшинства. Но, для того чтобы подтвердить приверженность НАТО политике открытых дверей, можно перевести Эстонию и Латвию из претендентов в официальные кандидаты на членство в НАТО. В интересах Запада - включить Россию в систему европейской безопасности. А потому очень важно реанимировать деятельность комитета НАТО-Россия и обговорить с Москвой рассчитанную на длительную перспективу и открытую повестку проблем безопасности, которые надлежит обсудить. Процесс расширения НАТО должен оставаться постепенным, хорошо продуманным и "прозрачным", каким он и был в 90-х годах. Историческая задача преодоления последствий Ялтинского соглашения о разделе сфер влияния в Европе не может откладываться до бесконечности. Очередной раунд увеличения членства в НАТО на четыре или пять государств позволит подкрепить расширение Европейского союза, укрепить "политику открытых дверей" НАТО и усилить союзнические связи между США и будущей Большой Европой. Тот американский президент, который сумеет решить эти задачи, возможно, попадет в анналы истории как Объединитель Старого Света.
Перевод: Виктор Федотов