Желание администрации Буша-младшего (George W. Bush) иметь систему противоракетной обороны (ПРО) для защиты США и их союзников оправдано. Хотеть такую систему их заставляет распространение в мире баллистических ракет большой дальности. А совершенствование соответствующих технологий дает им надежду в недалеком будущем приобрести ограниченные возможности по перехвату баллистических ракет противника. Кроме того, конец "холодной войны" означает, что Москве и Вашингтону не следует продолжать цепляться за Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года как за средство, ограничивающее их ядерное соперничество или то, что от него сегодня осталось.
Президент США Буш-младший указал на это премьер-министру Великобритании Тони Блэру (Tony Blair), а государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) - скептически настроенному министру иностранных дел России Игорю Иванову. Однако при этом ни г-н Буш-младший, ни г-н Пауэлл не вдавались в детали будущей системы ПРО. Как отметил государственный секретарь США, "мы все еще работаем над нашей концепцией и программой".
Что ж, это достаточно справедливо. Но очень важно, чтобы Америка сделала правильный выбор варианта системы ПРО. Неподходящая система ПРО была бы хуже, чем вообще никакая. Разрабатывая свой план ПРО, администрации Буша-младшего не следует забывать о нескольких ключевых критериях. Во-первых, и это наиболее очевидно, система ПРО должна быть работоспособной, причем не только на испытательном полигоне, но и при отражении реального удара баллистических ракет противника, который попытается ее преодолеть. Во-вторых, она должна быть позволительной с точки зрения расходов, принимая во внимание тот факт, что необходимо совершенствовать также средства защиты территории США от других угроз, в частности, от "бомб в чемодане" и крылатых ракет. В-третьих, она должна обеспечивать защиту не только для США, но также и для их союзников. Иначе саддамы хуссейны нашей планеты могли бы шантажировать нас угрозой нанести удар по Парижу или Праге, а не по Вашингтону или Атланте. Наконец, хотя нам и не следует предоставлять России и Китаю права вето при решении вопроса о развертывании системы ПРО США, любой вариант развертывания такой системы должен учитывать их вероятную реакцию. Иначе США и их союзники кончат тем, что их безопасность снизится вместо того, чтобы стать выше.
Например, Россия может приостановить выполнение совместной американо-российской программы Нанна-Люгара (Nunn-Lugar), предусматривающей сокращение количества и повышение безопасности хранения опасно устаревшего российского ядерного оружия - на том основании, что США снова разжигают ядерное соперничество, и поэтому им нельзя доверять информацию о местонахождении российских объектов ядерного оружия. В таком случае лекарство в виде ПРО США может оказаться опаснее самой болезни, поскольку неконтролируемые российские ракеты с ядерным зарядом представляют куда более серьезную потенциальную угрозу американской безопасности, чем северокорейские или иранские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Точно так же Россия или Китай могли бы нарастить свои усилия по оказанию помощи "государствам-изгоям" (сегодня именуемым "государства, вызывающие озабоченность") в деле совершенствования их ракетных сил в отместку за развертывание США системы ПРО, которая, по их мнению, является для них угрозой.
Существует способ удовлетворить эти критерии. Для этого следует отойти от обычного "диалога глухих" между сторонниками и противниками ПРО США. На стратегическом уровне, США должны признать, что имеет смысл только ограниченная система противоракетной обороны, рассчитанная на защиту от ракет небольших экстремистски настроенных государств. Любые попытки создать широкомасштабную систему ПРО для защиты от стратегических ядерных сил России и даже Китая обречены на неудачу с военной точки зрения и приведут лишь к значительному ухудшению отношений с этими странами, торпедировав международные усилия по сдерживанию распространения оружия массового поражения в мире.
На тактическом уровне, США и их союзникам следует сфокусировать свои усилия на так называемой "системе перехвата баллистических ракет на разгонном этапе", которая должна сбивать ракеты противника вскоре после их старта. Такая система ПРО существенно лучше защищена от ложных целей и других мер противодействия, которые противник несомненно постарается разработать для преодоления этой системы. Нам также следует успокоить Китай и Россию, убедив их в том, что ПРО США не будет способна сбивать их МБР. Дело в том, что развертывать "системы перехвата баллистических ракет на разгонном этапе" необходимо вблизи районов, откуда стартуют ракеты противника. Это значит, что нельзя будет перехватывать МБР, запущенные из глубинных районов России или Китая, если только не сделать систему ПРО в варианте космического базирования, что в любом случае представляется технически неосуществимым в ближайшие 15-20 лет.
Наконец, администрации Буша-младшего не нужно и дальше спешить с принятием окончательного решения. В ближайшие несколько месяцев ей следовало бы недвусмысленно заявить о своем намерении развернуть определенную систему ПРО для защиты территории США и их союзников; завоевать международную поддержку своему проекту; принять к рассмотрению советы союзников относительно того, какого типа систему ПРО строить; и избежать любых решений, ведущих к денонсации Договора по ПРО. Предложение некоторых консерваторов как можно скорее отбросить прочь Договор по ПРО является очень плохой идеей. Такой шаг вызовет огромный международный резонанс, ни на йоту не поспособствовав быстроте развертывания системы ПРО. Конкретно, администрации Буша-младшего следовало бы воздержаться от всякого искушения утвердить план начала строительства в этом году радиолокационной станции на о. Шемия в Алеутском архипелаге.
Система ПРО, удовлетворяющая вышеуказанным критериям, не должна выходить за рамки разрешенного Договором по ПРО лимита в 200 противоракет на пусковых установках. Даже если бы такая система ПРО и включала какие-то дополнительные возможности перехвата, в соответствии с выдвинутой администрацией Клинтона (Clinton) концепцией, но эти дополнительные противоракеты были бы размещены, скажем, в штате Северная Дакота, а не Аляска, и их число не превышало бы для начала 20-25 единиц, общая стоимость такой системы ПРО не превысила бы 30-35 млрд. долл. Это, конечно, дорого, но куда меньше, чем стоимость всего проекта администрации Клинтона, и, пожалуй, составляет всего четверть стоимость ныне предлагаемого президентом Бушем-младшим амбициозного проекта национальной системы ПРО США. Кроме того, такая система ПРО обеспечила бы защиту и нашим союзникам. Вот такой план г-дам Бушу-младшему и Пауэллу следовало бы попытаться "продать" всяким там блэрам и ивановым нашей планеты.
Перевод: Виктор Федотов