Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Wall Street Journal Europe": В России президент Путин вне конкуренции

В России президент Путин вне конкуренции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Никто в России не без греха", - считает директор Фонда эффективной политики и главный политолог Кремля Глеб Павловский.

Политический стратег Глеб Павловский согласен с тем, что в 1982 году, когда будущий президент России Владимир Путин служил в КГБ СССР, он без колебаний выполнил бы приказ отправить его в тюрьму или в ссылку. "Он - человек дисциплинированный", - заявляет г-н Павловский, преступление которого состояло в издании подпольной литературы. Так почему сегодня бывший диссидент Павловский охотно называет бывшего шпиона Путина и его кремлевскую администрацию своими привилегированными клиентами? "Я исхожу из того, что в России нет безгрешных людей, - заявляет г-н Павловский, который возглавляет Фонд эффективной политики. - Если русские хотят, чтобы ими руководил незапятнанный политик, то им остается только одно - стать подданными какого-то другого государства".

Г-н Павловский присоединяется к подавляющему большинству россиян, которые дают г-ну Путину рейтинг популярности порядка 70%. Он называет их "Путинское большинство". Поразителен контраст между восприятием президента как человека действия этой группой населения и реалией человека, который не так уж многого и достиг. Приверженцы г-на Путина говорят, что он доказал свою способность излечить Россию от болезней и восстановить национальную гордость, однако западные аналитики видят в г-не Путине среднего исполнителя, которому нечем похвастать, кроме разве закона о налогах и кровавой Чечни.

Так кто же прав? Критики утверждают, что отсутствие у г-на Путина политического инстинкта его погубит. Возьмите хотя бы его равнодушную реакцию на известие о катастрофе российской атомной подводной лодки "Курск", которое он получил, находясь на курорте Крыма: г-н Путин не пожелал прервать катание на горных лыжах, чтобы вплотную заняться этой катастрофой. Сторонники президента, говорят, что он усвоил этот урок. На прошлой неделе он возвратился домой с зимних каникул в Сибири (местности для закаленных туристов, вполне приличествующей его искусно выстроенному имиджу), чтобы более расторопно отреагировать на захват российского авиалайнера. Скептики заявляют, что борьба президента против коррупции носит демонстративный характер, и что он просто благоволит другой группе олигархов. Приверженцы г-на Путина возражают, что его сражение за очистку России от скверны по необходимости протекает медленно, однако воюет он по-настоящему.

Однако же, при всем том цинизме относительно г-на Путина за пределами России, удивительно то, что внутри страны вырисовывается консенсус - среди рядовых россиян, руководителей бизнеса и достаточно большого числа западных дипломатов. Они заявляют, что у г-на Путина дела идут на удивление хорошо, если учесть, как много препятствий стоит на его пути. "В нем видят человека, потенциально способного вытащить Россию из грязи", - заявляет один высокопоставленный западный дипломат, от которого редко можно дождаться подобных высказываний. Г-н Путин не решил вопрос Чечни, говорит этот дипломат, но он также и не позволил этому конфликту разрастись за пределы республики. Его закон о налогах нельзя назвать совершенным, но важно, что сделан первый шаг. Он добился утверждения своего бюджета, повысил пенсионные выплаты и погасил задолженность по зарплате государственным служащим. С ним подружились иностранные лидеры от Тони Блэра (Tony Blair) и Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) до Фиделя Кастро (Fidel Castro) и Мухаммада Хатами (Muhammad Khatami). "Неплохо для начала", - заявляет этот дипломат.

Скептики глумятся над частыми поездками г-на Путина за границу, называя их "внешней политикой по авиабилету". Но г-н Путин еще в самом начале своей карьеры осознал, что поддерживать на высоте свой рейтинг значит наполовину выиграть битву. Он имел возможность наблюдать, как отказ в доверии общественности погубил карьеру его предшественника, Бориса Ельцина. Его собственная популярность отчасти объясняется тем, что его поведение резко отличается от поведения г-на Ельцина, который однажды даже не вышел из самолета, приземлившегося на иностранной территории (большинство россиян полагает, что он был пьян), а в другой раз во время промежуточной остановки в иностранном аэропорту развлекался тем, что играл на ложках, используя голову своего телохранителя.

Те, кто подвергает сомнению решимость г-на Путина бороться с коррупцией, отмечают, что в то время как на одних олигархов оказывается давление, другие, включая тех, кто поддерживает хорошие отношения с г-ном Путиным, процветают. Но г-н Павловский заявляет, что целью путинской антикоррупционной кампании является не разорение крупных руководителей бизнеса, а их отстранение от участия в политике. Один крупный московский нефтяной делец, отвечая на просьбу описать стиль руководства г-на Путина, вспомнил об одной из первых встреч президента России с руководителями российского бизнеса. Г-н Путин, сказал он, вел себя как всезнающий шпион, намекая, что ему известны все их тайны. Президент сказал, что знает о том, что один из них отправил на юг Франции полный самолет проституток. При этих словах, вспоминал нефтяной делец, все присутствующие повернули головы в сторону виноватого. Г-н Путин объявил присутствующим новые правила: пусть они оставят себе то, что уже успели украсть, но в дальнейшем им придется играть честно, платить налоги, делать инвестиции и не лезть в политику.

Запад, возможно, считает Ка-Гэ-Бэ'шное прошлое г-на Путина пятном на его репутации. Но многие россияне думают, что только такой человек сможет освоить тактику и найти средства для решения стоящих перед Россией трудных проблем. А как насчет западных представлений, что он нерешителен и слаб? Один высокопоставленный западный дипломат заявляет, что в сегодняшней России просто невозможно завоевать популярность, демонстрируя сталинские качества, и г-н Путин это хорошо знает. Он - как и всякий политический лидер - оценивает пропускную способность труб и решает, что можно, а чего нельзя через них протолкнуть. Г-н Ельцин выглядел более решительным, издавая один за другим президентские указы, тогда как г-н Путин в конечном итоге, возможно, добьется большего, завоевав поддержку Думы и обеспечив прохождение своих законопроектов на длительную перспективу.

Однако все это не означает, что г-н Путин добьется успехов. Его президентская власть относительно слаба, экономика страны остается коррумпированной, бюрократический аппарат по-прежнему неэффективен, государственные институты ослаблены, и повсюду царит инертность. "Но у этого парня правильные идеи, - заявляет тот самый дипломат. - Русские в большинстве своем верят, что он там, наверху, борется за Ивана Ивановича".

Нельзя сказать, что способности г-на Путина впечатляют. Он скорее способен осуществлять постепенные перемены, чем заглядывать далеко в будущее. Он по-маккиавелиевски хитер и прагматичен, готов заключить сделку с дьяволом, если только это отвечает его интересам. Желая избавиться от коррумпированного провинциального губернатора, он скорее найдет ему синекуру в Москве, чем оставит княжить в своих владениях. Г-н Ельцин объявил войну коммунистам, г-н Путин пытается привлечь их на свою сторону.

Урок для Вашингтона. Если хочешь остановить поставки российского оружия Ирану, не впадай в ошибку, возводя эту проблему в ранг идеологической. Г-н Путин хладнокровно подсчитает, будет ли его проигрыш в отношениях с Вашингтоном более значимым, чем финансовые и дипломатические выигрыши от сделок с Тегераном. "Он умеет считать", - заявляет один известный западный бизнесмен, считающий, что г-н Путин настолько умен, что опекуны г-на Буша-младшего (George W. Bush), быть может, постараются не оставлять этих двоих один на один.

Скептически высказываться о будущем России - всегда беспроигрышный вариант. Никто не готов ставить на то, что г-на Путина ожидает удача. Выигрыш в персональном имидже не решает проблем России, но это хорошая отправная точка.

Перевод: Виктор Федотов