Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Neue Zuercher Zeitung" (Швейцария): Быть или не быть правовой поддержке?

"Neue Zuercher Zeitung" (Швейцария): Быть или не быть правовой поддержке?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Следует ли оказывать России правовую поддержку? - Это тема, вокруг которой разворачивается дискуссия среди правоведов Швейцарии. Повод для нее - дела, в которых фигурируют имена российских граждан.

Следует ли оказывать России правовую поддержку? - Это тема, вокруг которой разворачивается дискуссия среди правоведов Швейцарии. Повод для нее - дела, в которых фигурируют имена российских граждан.

Дело Бородина и дело компании 'Форус' - каждое из них имеет свои специфические особенности. Однако, как следует из статьи, и в первом, и во втором случаях всплывают принципиальные вопросы, которые не могут не приводить к выводу о необходимости изменения законодательства (Ред.).

С некоторых пор критике подвергается, прежде всего, правовая помощь, оказываемая России. Причиной явились дело Бородина, которое расследует прокуратура Женевы, а также дело фирмы 'Форус' по обвинению Березовского, которое расследуется в России. В последнем случае Швейцария оказала России правовую поддержку. Критика направлена в адрес федеральной адвокатуры. Ей была доверена реализация просьбы российской стороны о подключении к делу. Она же принимала решение о передаче России большого массива закрытых документов, которые были собраны за последний год федеральным судом.

Основания для оказания правовой поддержки:

Можно вполне соглашаться с тем, что руководители фирм, а также персоналии, упоминавшиеся в делах, воспринимали шараханья российской адвокатуры в расследовании дела Березовского, тем более что происходили они в моменты политических и кадровых пертурбаций, как проявление политического характера начатого процесса. Можно также соглашаться с тем, что заклятое единство, на которые обречены федеральная адвокатура, являющаяся в правовом отношении исполнительным, а не направляющим институтом, и российская прокуратура поколебало доверие общественности к федеральной адвокатуре. И все же федеральная адвокатура в деле с фирмой 'Форус' точно следовала тем процессуальным правилам, которые позволяли Швейцарии предоставлять правовую поддержку. <:> Другой вопрос заключается в том, заслуживает ли такая практика быть освященной именем государства.

В принципе правовая помощь зарубежным государствам оказывается лишь в том случае, если совершенное деяние является подсудным и на территории Щвейцарии. Лицо, в отношении которого ведется следствие, должно находиться в таком же положении, как если бы деяние было совершено в стране, где исключено применение таких мер, как вмешательство в частную жизнь, нарушение прав на свободу и собственность. С государственной точки зрения правовое сотрудничество должно ограничиваться лишь делами, фигуранты которых подлежат преследованию на территории обеих стран. Правовую помощь не следует оказывать в том случае, если зарубежное государство просит о ней в интересах дела, подлежащего наказанию именно на его территории. Причем когда в составе преступления выпячивается та его часть, за которой способны скрываться политические, этнические или другие аналогичные мотивы уголовного преследования, или когда нет гарантий того, что зарубежная страна в ходе процесса, а также в обращении с обвиняемыми будет соблюдать права человека, гарантированные соответствующими соглашениями.

: и ее реализация на практике

Учреждения Швейцарии могут отвечать на просьбы об оказании правовой помощи лишь в том случае, если выполнены все выше названные условия. Зарубежное государство обязано изложить в просьбе факты, которые позволяют уяснить это. Особенно то, что касается поставленных целей. Местные инстанции с учетом существующей практики федерального суда не обязаны выяснять, соответствуют ли изложенные в запросе факты действительности. Лишь очевидное алиби (при экстрадиции) или вполне очевидные заблуждения, противоречия или пробелы в изложении запроса могут быть основанием для отказа в правовой помощи. Поэтому у фирмы 'Форус' нет никаких шансов, доказать, используя экспертные заключения, необоснованность подозрений в ее адрес. Разумеется, она могла бы, как пишет федеральная адвокатура, в любое время доказать, что не является стороной уголовного дела, расследуемого в России. Но и это ей не поможет, поскольку меры по оказанию правовой помощи касаются не только обвиняемого, но и третьей стороны. Следуя той же практике, у швейцарских учреждений в случае преследования, имеющего дискриминационный характер, есть возможность проявлять 'большую сдержанность' в предоставлении правовой помощи. Прежде всего, когда существует объективная и серьезная, конкретная опасность, например, со стороны тех, кто противодействует оказанию правовой помощи. Будет недостаточно того, что федеральный суд, как это происходит в случае с фирмой 'Маркос', считает доказанной очевидную коррумпированность зарубежной юстиции. Это будет продолжаться до тех пор, пока проходящий по делу не докажет, что именно он в ходе следствия стал жертвой нарушения прав человека или с большой вероятностью мог ею стать. <:> С правовой точки зрения предполагается, что государства, которые являются участниками соглашения по соблюдению прав человека, придерживаются взятых обязательств.

Если не заходить столь далеко, как генеральный прокурор Женевы, который предлагает полностью отменить перепроверку запросов о правовой помощи, поступающих от государств-участников соглашения об экстрадиции и оказании правовой помощи, то ограничительная практика может быть оправдана лишь важными причинами, которые лежат в сфере компетенции института международной правовой поддержки. Разумеется, сама ограничительная практика - это не более, чем растянутая во времени форма выражения согласия. Причины, действительно, должны быть существенными. Во-первых, при принятии решения о предоставлении правовой помощи невозможно установить, насколько правдиво в просьбе изложена картина деяния, поскольку просьба о правовой помощи как раз и имеет целью помочь установить истину в рамках уголовного процесса, проходящего в зарубежной стране. Во-вторых, оценивая мотивы уголовного преследования, качество его организации, а также факты, подтверждающие соблюдение прав человека, приходится невольно вмешиваться во внутренние дела зарубежного государства - партнера по соглашению об оказании правовой помощи и соблюдению прав человека, по отношению к которому, по идее, необходимо испытывать уважение и доверие. <:>

Что касается межгосударственных отношений, то Швейцария, надеемся, должна придерживаться двусторонних договоров только с теми государствами, чьи политические, юридические и конституционные реалии позволяют не сомневаться в том, что там не существует практики преследования. И все же Швейцария заключила договор о правовой помощи с Перу, причем именно со страной, которую возглавляет Фухимори (Fujimori). Однако ситуация в зарубежных странах может меняться, потому Швейцария отказала в правовой помощи по делу Буфано военной диктатуре Аргентины. Вера в то, что государство, подписывая соглашение о правах человека, соблюдает его, противоречит не только проверенному политическому опыту, но и приводит к смешению таких понятий, как государственные обязательства и действительность. <:>

Ответственность предполагает контроль

Федеральная адвокатура считает, что у обвиняемого есть 'широкие возможности правовой защиты', ему обеспечено соблюдение 'государственного права'. Хорошо, если речь идет о количестве приговоров и отклоненных федеральным судом жалобах. Если же при оценке этих показателей говорить о содержательной стороне дела, то нужно сказать, что Швейцария не несет ответственности за то, что происходит на процессах в зарубежных странах. Правда, лишь до того момента, когда она без всякой на то просьбы оказала соответствующей стране свою правовую помощь <:>. В то же время Швейцария в случае своей активной поддержки может нести ответственность за ход процесса, проходящем в другой стране. Особенно тогда, когда обвиняемый лишен надежной защиты своих человеческих прав, когда нарушаются права третьих лиц, когда нет достаточных доказательств совершения преступления, и когда преследование осуществляется по политическим и другим причинам. И если Швейцария берет не себя ответственность, она должна иметь возможность контроля. <:>

<:>

Перевод: Владимир Синица