Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The New York Times" (США): Москва заявляет, что высказывания представителей американской администрации воскрешают дух "холодной войны"

Москва заявляет, что высказывания представителей американской администрации воскрешают дух "холодной войны"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия обвинила двух высших чинов администрации Буша-младшего в "откровенно враждебных" высказываниях, которые клеймят Москву как "активного распространителя" опасных военных технологий.

Москва, 20 марта 2001 года. Сегодня Россия обвинила двух высших чинов администрации Буша-младшего (George W. Bush) в "откровенно враждебных" высказываниях, которые клеймят Москву как "активного распространителя" опасных военных технологий. Министерство иностранных дел России сделало составленное в резких выражениях заявление в ответ на опубликованное английской газетой The Sunday Telegraph интервью, в котором министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) и его заместитель Пауль Вольфовиц (Paul D. Wolfowitz), используя самые язвительные на сегодняшний день среди помощников г-на Буша-младшего выражения, обвинили Россию в том, что она поставляет технологии производства баллистических ракет Ирану и другим странам.

В этом интервью г-н Рамсфельд второй раз за последние недели открыто критикует Россию за действия, которые, как он утверждает, ведут к распространению в мире оружия массового поражения. Эта критика прозвучала в то время, когда американская администрация, согласно сообщениям, изучает вопрос, следует ли ей продолжать политику связей на высоком уровне и сотрудничества с Россией или перевести отношения с этой страной на более низкий уровень, отвечающий ее нынешнему статусу и демонстрирующий недовольство США в связи с ее оппозицией американским политическим инициативам в области противоракетной обороны и нераспространения оружия массового поражения. "Россия - активный распространитель (оружия массового поражения - прим. пер), - заявил г-н Рамсфельд Уинстону Черчиллю (Winston S. Churchill), внуку известного английского лидера времен второй мировой войны, который брал у него интервью в Пентагоне. - Она оказывает другим странам помощь в этой области таким способом, который усложняет проблему (борьбы с распространением - прим. пер.) для США и Западной Европы". Далее он сказал: "Нам всем предстоит жить с результатами такого распространения". Г-н Рамсфельд сделал аналогичное заявление 14 февраля нынешнего года.

Г-н Вольфовиц еще более язвительно высказался о россиянах, заявив, что "эти люди, кажется, готовы за наличные продать что угодно и кому угодно". Он привел высказывание Ленина о том, что "капиталисты продадут даже веревку, на которой мы их повесим". Далее он заявил: "Я считаю, что их (российских руководителей - прим. пер.) надо поставить перед выбором". Москва, сказал он, "не должна рассчитывать на многомиллиардные торговые сделки с США и их союзниками, на нашу помощь и все такое прочее", продолжая в то же время продавать "отвратительные товары, которые несут угрозу нашему народу, нашим летчикам и морякам".

Россия наряду с Китаем и Северной Кореей помогает Ирану в осуществлении его военных программ, в частности, в разработке баллистических ракет, а также строит в Иране гражданскую атомную электростанцию, чему Вашингтон противится.

После распада Советского Союза администрация Клинтона (Clinton) осуществляла широкие программы дипломатических обменов, создавала совместные комиссии и принимала программы финансовой помощи, единственной целью которых было убедить Москву ограничить продажу оружия и опасных технологий странам с непредсказуемым режимом. Хотя в ряде случаев США добивались успехов, бывали также и конфликты, особенно в случае с Ираном, который Россия рассматривает как важный рынок для продажи обычных вооружений, а также товаров и технологий своей гражданской атомной энергетической промышленности. Москва, кроме того, утверждает, что ей необходимо укреплять связи с соседним Ираном по причине его стратегически важного положения для борьбы с исламским экстремизмом в Средней Азии.

Пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Крейг Куинсли (Craig R. Quigley), комментируя сегодняшнее заявление Министерства иностранных дел России, сказал: "В открытых источниках можно найти данные о том, сколько именно оружия Россия продает за очень большой период. Иран - всего лишь ее последний клиент". Но в заявлении МИД РФ сказано: "Нас в очередной раз бездоказательно клеймят фактически как главного распространителя оружия массового поражения". В заявлении утверждается, что замечания официальных чинов Пентагона "противоречат публичным высказываниям нового американского президента, а именно, что Россия и США не являются противниками и не угрожают друг другу". На прошлой неделе президент Буш-младший сказал другому английскому интервьюеру: "Россия - не враг. Они могут стать угрозой, если захотят, но они нам не враги". Он заявил, что постарается "точно объяснить" это президенту России Владимиру Путину, когда встретится с ним.

Россия обвинила г-на Рамсфельда в том, что он разразился этими нападками в духе "холодной войны", чтобы оправдать свое намерение построить противоракетный щит для прикрытия Соединенных Штатов Америки. Г-н Рамсфельд не мог с этим не согласиться и дал понять, что Пентагон сейчас изучает возможность строительства значительно более масштабной системы противоракетной обороны, которая была бы способна сбивать ракеты "государств-изгоев" вскоре после их старта, на среднем участке траектории и также после входа их в атмосферу. Министр обороны США заявил г-ну Черчиллю, что в Пентагоне заняты изучением новых проектов в области противоракетной обороны, которые "не принимают в расчет" запреты, налагаемые Договором об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года. "Можно ожидать, что в конечном итоге будет создана эшелонированная система противоракетной обороны, обладающая большой гибкостью и некоторым дублированием", - заявил г-н Рамсфельд. А когда придет время президенту Бушу-младшему решать, выходить или нет из Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, "надо будет начинать консультации" с друзьями, союзниками и затем с Россией, отметил г-н Рамсфельд.

Словесная дуэль г-на Рамсфельда с Москвой имеет также отношение к более широким трансатлантическим дебатам - и дипломатическому соперничеству - по ряду неотложных проблем безопасности, начиная с роли НАТО на Балканах, далее переходя к вопросу о том, сколько именно санкций сохранить для Ирака, и кончая вопросом о том, как создать новые европейские оборонительные силы вне рамок Североатлантического союза.

Перевод: Виктор Федотов