Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Wall Street Journal Europe": Как спасти Евразию?

Как спасти Евразию?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Евразии появился "пояс кризиса". Он представляет вполне реальную угрозу американским и западноевропейским интересам.

Если смотреть из Турции через Кавказские горы и Черное море, то можно увидеть, что в Евразии появился "пояс кризиса". Он представляет вполне реальную угрозу американским и (западно)европейским интересам. В отсутствие связей (с Западом - прим. пер.), которые должны устанавливаться на высоком уровне и с учетом (западных) стратегических интересов, бывшие республики Советского Союза не пойдут дальше по пути прогресса, который достается им с таким трудом, и тогда нам потребуются годы, если не десятилетия трудных и дорогостоящих усилий для ликвидации последствий. Какую ни возьми страну этого субрегиона на границе Европы и Азии - а в него входят практически все страны, расположенные между Польшей и Китаем - она охвачена внутренними политическими кризисами, испытывает серьезные экономические трудности и страдает от роста социальной напряженности. В большинстве этих стран уровень жизни в последнее десятилетие неуклонно снижается, а смертность растет. Такие проявления социального зла, как наркомания, коррупция и заразные болезни угрожают населению не только стран данного субрегиона, но и соседних с ним стран и всего остального мира. На Украине, которая считается "краеугольным камнем" Евразии, можно наблюдать ежедневные демонстрации против законно избранного президента Леонида Кучмы; в Грузии сепаратистские повстанцы продолжают борьбу против центрального правительства во главе с президентом Эдуардом Шеварднадзе; в Узбекистане деспотический режим Ислама Каримова воюет против наркомафии и исламских партизан. И так далее.

Реформаторы в субрегионе обращают свои взоры на Запад, но почти не получают от него поддержки и не видят его заинтересованности. С момента краткосрочного визита в Киев в июне прошлого года американского президента Билла Клинтона (Bill Clinton) Соединенные Штаты Америки не уделяют достаточного внимания на высоком уровне. Европейский союз, со своей стороны, практически закрыл для них свои двери. Сотрудничество НАТО со своими партнерами играет важную роль, но оно недостаточно. Важным противовесом давлению России на слабые государства Кавказа служит Турция, но ее способность играть эту роль сегодня стала более ограниченной из-за собственного внутреннего финансового кризиса.

Стратегический вакуум

Не удивительно, что Россия попыталась заполнить образовавшийся стратегический вакуум, хотя она мало чем может помочь в деле развития и интеграции этих стран в глобальную систему демократических государств с рыночной экономикой. Российский президент Владимир Путин воспользовался энергетическим кризисом и политическими волнениями на Украине, чтобы укрепить влияние России на эту страну. Его недавний визит в Баку завершился подписанием соглашения о стратегическом партнерстве с Азербайджаном. Русские затягивают вывод своих войск с военных баз на территории Грузии, и в начале этого месяца грузинский президент Эдуард Шеварднадзе удивил многих на Западе, когда уступая давлению России, объявил, что Грузия, возможно, не станет добиваться вступления в НАТО в 2005 году, как планировалось ранее, и может остаться нейтральной.

Западу есть что терять. В случае, если эти страны не пойдут по пути прогресса, скорее всего возникнут новые проблемы с распространением в мире оружия, с распространением болезней и наркотиков и с неконтролируемой миграцией населения. Еще более важное значение имеет такой основополагающий факт: если демократия потерпит поражение в этих странах, или если они потеряют независимость и суверенитет, то это станет стратегическим поражением для Запада и будет иметь долговременные последствия.

Вышеназванные проблемы должны решаться под руководством Соединенных Штатов Америки. Страны этого субрегиона сами не способны отыскать выход из создавшегося положения. Европейский союз, как всегда, занят собственным переустройством и, вероятно, из-за этого не имеет стратегического видения в отношении того, чем может и должна стать Евразия. Кроме того, представляется, что Европейский союз запуган Россией. Действительно, Россия имеет в данном субрегионе законные интересы, но она не просматривает путей, не имеет ресурсов и желания способствовать развитию в этих странах демократии, прав человека или их интеграции в экономику Запада.

Стратегия решения данных проблем состоит из четырех частей. Первое, США и Европа должны начать новый диалог с целью выработки общего стратегического взгляда на такие столь различающиеся между собой страны, как Украина, Грузия и Узбекистан, и формулирования конкретной политической повестки. Затем нам следует предложить правительствам и народам стран субрегиона пойти навстречу нашим новым обязательствам содействовать им в переходный период в решении их собственных задач. Второе, мы должны согласиться с тем, что происходящее внутри этих стран имеет для нас значение. Наши усилия в направлении позитивных внутренних перемен в субрегионе отвечают нашим интересам международной безопасности, и новой американской администрации следует поторопиться в вопросе выработки нового взгляда на то, как нужно скорректировать ее программы помощи, чтобы повысить их эффективность.

"Пояс неприятностей"

Третье, нам следует принять все меры к тому, чтобы подкрепить проведение реформ в странах, лежащих между Западной Европой и этим "поясом неприятностей". Это не потому, что они являются геополитическим буфером, но потому, что они могут экспортировать свой успех в страны субрегиона. В этом отношении очень важную роль играет Польша по отношению к Украине. Роль Турции, особенно по отношению к ее ближайшим соседям, Грузии и Азербайджану, также очень важна. Но Турции самой нужна помощь в переходный период, особенно от Европейского союза, если он заинтересован в максимальном увеличении ее влияния на соседей.

Наконец, Россия должна стать частью общего решения. России прежде всего необходимо согласиться с тем, что независимость ее "ближнего зарубежья" является историческим фактом и, что столь же важно, что успешное развитие этих стран отвечает собственным интересам России. Когда Украина и другие страны станут процветать и будут интегрированы с (Западной) Европой, у России также появятся новые уникальные возможности.

Стабилизировать обстановку в субрегионе в одночасье невозможно. Но эти страны для нас важны, их неудачи сильно ударят по Западу, а для России создадут еще большие проблемы. В наших интересах удвоить усилия с целью успешной трансформации этих стран.

Перевод: Виктор Федотов