Во время прошлогодней кампании по выборам президента США советник Буша-младшего (George W. Bush) по внешнеполитическим делам Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) критиковала администрацию Клинтона (Clinton) за ее политику в отношении России, заявляя, что "если мы чему-то и научились за последние несколько лет, так это тому, что романтический взгляд на Россию - в противоположность реалистическому - никоим образом не помогает делу стабильности в России".
В реакции администрации Буша-младшего на якобы проводимую российскими дипломатическими представительствами разведывательную деятельность нет никакой романтики. Выдворение 50 российских дипломатов, как заявил неназванный представитель администрации Буша-младшего, свидетельствует о том, что в ближайшие 4 года США намерены проводить более прямую и жесткую внешнюю политику.
В прошлом месяце президент США Буш-младший также отдал приказ о воздушной бомбардировке Ирака, высказал предположение, что Китай нарушает санкции Организации Объединенных Наций и ополчился против политики "солнечного сияния" южнокорейского лидера Ким Дэ Джуна (Kim Dae Jung), назвав при этом северокорейского партнера г-на Кима по переговорам "не заслуживающим доверия". А не далее, как вчера, он бранил китайского вице-премьера за нарушение прав человека в Китае.
Пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер (Ari Fleischer) заявил, что Соединенные Штаты переходят на позиции нового "реализма" в своих отношениях с другими странами. На вчерашней пресс-конференции он раз десять использовал различные словообразования, в которых присутствует корень "real" (действительный, реальный, действительно существующий - англ.). "Это говорит о том, что они собираются вести жесткую игру и хотят, чтобы все это поняли как можно скорее, - заявил специалист по России Фонда Карнеги за международный мир Майкл Макфол (Michael McFaul). - Они несомненно намерены отказаться от ранее существовавшего порядка (ведения дел на международной арене - прим. пер.). Их подход к внешней политике будет значительно более прямым и бескомпромиссным". Вопрос в том, окупится ли такой подход - и какие именно результаты он даст - поскольку команда Буша-младшего приступает сейчас к решению довольно широкого круга внешнеполитических проблем.
В наиболее чувствительных с политической и дипломатической точек зрения областях - продажа оружия Тайваню; формулирование политики в отношении Судана; вступление в полемику с Россией по вопросам распространения в мире ядерного оружия и развития демократии; свержение Саддама Хуссейна (Saddam Hussein); и развертывание работоспособной системы противоракетной обороны - новая американская администрация делает резкие публичные заявления, но почти не дает информации о своих планах. Пока утверждены (конгрессом США - прим. пер.) немногие кандидатуры, и поэтому американская администрация заявляет, что она, как любит выражаться г-жа Райс, "пристально изучает" различные проблемы.
Относительно России, в частности, г-н Макфол предупредил, что чиновники администрации Буша-младшего "еще ничего нам не сказали о том, как они собираются решать хотя бы одну из важных проблем".
Неправительственные эксперты отмечают, что, когда речь заходит о России, проблема выработки "реалистичной" политики усложняется трудностями в оценке характера и истинных намерений президента Владимира Путина. "Суть вопроса не в заявках на реализм, - сказал бывший заместитель государственного секретаря США Строуб Тэлботт (Strobe Talbott). - Важно понять, что есть реалия". После избрания г-на Путина в марте 2000 года многие чиновники администрации Клинтона считали этого бывшего офицера советской разведки своего рода "чистой грифельной доской", когда дело доходило до некоторых важных проблем развития демократии и отношений с США. Бывший государственный секретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine K. Albright) однажды отозвалась о нем так: "Это - незавершенная работа".
Дело Хэнссена (Robert Hanssen), как и его последствия, является всего лишь последним по времени важным событием, которое подталкивает американских политиков к тому, чтобы с меньшим оптимизмом оценивать г-на Путина. Тот факт, что г-н Путин со всей очевидностью использует дела о мошенничестве для преследования своих оппонентов, его обещание заключить с Ираном новые сделки на поставки российского оружия, а также продолжающаяся война в Чечне в совокупности заставляют укрепиться во мнении, что российский руководитель является порождением двух десятилетий службы в КГБ СССР.
Некоторые специалисты по внешней политике заявляют, что администрация Буша-младшего, быть может, просто пытается дистанцироваться от внешнеполитического курса бывшего президента Клинтона. Как выразился один близкий к новой американской администрации член Республиканской партии, после приличествующего интервала ее фактическая внешняя политика может оказаться весьма похожей на клинтоновскую. Может случиться, как предположил в начале месяца государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell), что новая администрация воспользуется некоторыми наработками администрации Клинтона в переговорах с Северной Кореей. Далее, г-н Буш-младший, как в свое время г-н Клинтон, может принять решение отложить продажу Тайваню эскадренных миноносцев с системой "Иджис" и тем самым избежать на ранней стадии конфронтации с Китаем. Заявляя, что хочет вывести американские войска с Балканского полуострова, г-н Буш-младший может, подобно г-ну Клинтону, кончить тем, что окажется еще сильнее вовлеченным в дела региона. И, даже выступая с угрозами в адрес Саддама Хуссейна, администрация США может в конечном итоге решить, что у нее нет работоспособной стратегии его свержения, кроме все тех же санкций, которые использовала администрация Клинтона.
Важен ли стиль? И как будут реагировать на него другие страны? "Администрация Клинтона в аналогичной ситуации так бы не действовала. Они всегда стремились преподносить России плохие новости самым мягким образом", - заявил г-н Макфол, имея в виду шпионский скандал последних дней. Политика г-на Клинтона базировалась на его убежденности в том, что Запад должен приветствовать посткоммунистическую Россию, которая нуждается в его одобрении и поощрении для дальнейшего движения в направлении свободного рынка и демократии. Как утверждают чиновники администрации Клинтона, хорошие отношения между США И Россией позволяли им сглаживать разногласия по таким, например, острым вопросам, как балканский кризис. Г-н Макфол заявил, что многие опасаются, как бы однажды Россия снова не отвернулась от Запада и не вернулась к прежней враждебности.
В отличие от прошлой администрации, как отметил г-н Макфол, "нынешняя администрация США демонстрирует, что не ценит тесных связей с Россией, а потому не считает нужным пытаться замять это дело (шпионский скандал - прим. пер.)", так как у нее и других дел хватает. По его мнению, мы лишь через 6 или 12 месяцев сможем судить о том, правилен или нет взятый администрацией Буша-младшего новый курс во внешней политике.
Перевод: Виктор Федотов