Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Washington Times" (США): Время строить НПРО

"The Washington Times" (США): Время строить НПРО

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этот день 18 лет назад президент США Рональд Рейган обнародовал идею Стратегической оборонной инициативы. Сегодня пришел час сделать эту мечту реальностью, считает газета.

В этот день 18 лет назад президент США Рональд Рейган обнародовал идею Стратегической оборонной инициативы. Сегодня пришел час сделать эту мечту реальностью.

Не было в истории США более подходящего момента для начала строительства противоракетной обороны, чем сейчас. Бывший министр обороны Дик Чейни (Dick Cheney) - сегодня первый фактический американский премьер-министр; горячий приверженец идеи национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) во второй раз стал министром обороны; на ответственные должности в Пентагон приходят другие верные сторонники противоракетной обороны. Обе палаты конгресса США впервые за многие десятилетия находятся в руках республиканцев. Но важнее всего то, что наш нынешний президент понимает необходимость НПРО и обязался решить эту проблему. А теперь и наши союзники постепенно к нам присоединяются. Английское, немецкое, канадское и другие правительства, поначалу прохладно воспринявшие идею НПРО США, начинают понимать ее неизбежность и настаивают на том, что и им также должна быть обеспечена защита. Россия все еще резко протестует, но тот факт, что Москва признала существование ракетных угроз, а также, что она предложила продать системы ПРО европейцам, свидетельствует, что ее противодействие ослабевает. Пекин по-прежнему громко протестует. Но Китай, развернувший против Тайваня сотни ракет и угрожающий внезапным ударом по этой островной нации, рассчитывая угрозой ракетно-ядерного удара удержать от вмешательства в конфликт США, является главным обоснованием необходимости для США системы НПРО.

Другой причиной, по которой США нужна НПРО, является Северная Корея. Несмотря на некоторое потепление отношений между Севером и Югом, северокорейские ракеты становятся все более серьезной угрозой. Южнокорейское министерство обороны сообщает, что Северная Корея строит шесть новых стартовых районов для ракет "Скад" (условное наименование НАТО - прим. пер.), которые будут нацелены на Южную Корею, и ракет "Nodong", которые угрожают Японии. Некоторые из пусковых установок упрятаны под землю. Новая база ракет "Nodong" в местечке Юнгжьодон (Yongjo-dong) находится всего в 12 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) от границы с Китаем, поэтому ее очень трудно атаковать с воздуха, не заходя в воздушное пространство Китайской Народной Республики.

По поступающим из Южной Кореи сообщениям прессы со ссылкой на источники в правительстве, Север в настоящее время имеет 500 (оперативно-тактических) ракет "Скад" и более 100 ракет "Nodong". Совсем недавно, 13 марта, в одной северокорейской газете было сказано, что в случае войны Север уничтожит американские базы в Южной Корее, а также на островах Окинава и Гуам. Если это не угроза, тогда что же это?

Главная цель строительства противоракетной обороны - помешать использованию ракет в качестве средства шантажа и устрашения. Ядерные боезаряды обладают такой огромной разрушительной мощью, а доставке их к целям с помощью баллистических ракет так трудно помешать, что любая страна, имеющая ракетно-ядерные системы оружия, способна шантажировать и устрашать других. Но, если создать действенную систему защиты от таких ракет, их ценность для агрессора значительно снижается.

Г-н Рамсфельд избрал правильный путь, заявляя, что уже не делает различия между национальными системами противоракетной обороны и системами противоракетной обороны на театре военных действий. (В Договоре об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года принято именно такое произвольное деление.) Поскольку существуют ракеты различной дальности стрельбы и с разными боевыми возможностями, то и системы ПРО для защиты от них по необходимости должны быть разнообразными. Пентагон осуществляет пять крупных программ разработки систем ПРО: три из них - для развертывания на суше и две - морского базирования. Чтобы защитить наши войска на заокеанских территориях, наших союзников и свою страну, Америке необходимы все пять. Конгрессу США следует ассигновать на эти программы необходимые средства, чтобы системы ПРО вошли в строй как можно скорее.

Сейчас, когда американские союзники стали более сговорчивыми, одно из крупных препятствий на пути строительства НПРО США устраняется. Но остаются еще две серьезные помехи: Договор об ограничении систем противоракетной обороны и братоубийственная война между сторонниками противоракетной обороны. Самой большой проблемой является все-таки Договор по ПРО, поскольку он запрещает строительство эффективных систем противоракетной обороны территории страны. Некоторые из союзников и многие противники НПРО в США в настоящее время переключились с критики НПРО на защиту Договора по ПРО, зная, что эти две вещи несовместимы. Но единственно возможный путь развернуть эффективную противоракетную оборону территории США - это денонсирование Договора по ПРО.

Братоубийственную войну между сторонниками противоракетной обороны следует воспринимать вполне серьезно. Некоторые полагают, что наилучшее решение проблемы ПРО - развернуть противоракеты на морских носителях, другие агитируют за систему ПРО космического базирования, тогда как третьи хотят построить систему ПРО на суше. В действительности лучшей была бы эшелонированная система ПРО, включающая элементы наземного, морского и космического базирования. В 1988 году, когда сенатор Сэм Нанн (Sam Nunn), демократ от штата Джорджия, предложил ограниченную сухопутную систему ПРО, которую назвал ALPS, ответственные за оборонную политику чиновники американской администрации отказались от нее из опасения, что получат ограниченную систему ПРО наземного базирования и только. Однако же сегодня, 13 лет спустя, у нас по-прежнему нет никакой системы ПРО.

И вновь слышны прежние аргументы. Если мы построим систему ПРО наземного базирования, говорят некоторые, то никогда у нас не будет системы морского (предпочтительной для одних) или космического (предпочтительной для других) базирования. Однако откладывать на потом строительство наземной системы ПРО было бы неразумно, поскольку за многие десятилетия исследований и разработок наземная система ПРО стоит гораздо ближе к стадии развертывания, чем другие варианты противоракетной обороны. Далее, запланированная к строительству позиция ПРО на Аляске весьма эффективно могла бы решить наиболее насущную проблему - предотвращение шантажа и устрашения со стороны Северной Кореи и Китая. А после того, как будет развернута наземная система ПРО, ее можно будет дополнить элементами морского и космического базирования, как только будут готовы соответственные технологии, чтобы получить в итоге именно то, что нам нужно - эшелонированную глобальную систему защиты от ракет всех классов.

Восемнадцать лет ожидания - долгий срок. Президенту Бушу-младшему следовало бы продублировать смелый шаг президента Рейгана (Reagan) не менее решительным собственным шагом - предупредить (Россию) за 6 месяцев о выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны и распорядиться начать строительство объекта системы ПРО на Аляске.

Перевод: Виктор Федотов