Начиная с этого года, ежегодно Европейский союз (ЕС) будет устраивать "весенние встречи ЕС в верхах". Практически каждая из них будет посвящена одному вопросу: как в ближайшее десятилетие на деле превратить Европу, представляющую собой одно из крупнейших объединений государств, в одну из самых мощных в экономическом отношении держав. Превратить Европу в новейшее сообщество, которого еще не знал мир и которое реализует свою собственную социальную модель. Одним словом, что нужно сделать на внутреннем рынке (который еще окончательно не сформировался), чтобы перегнать США?
Так звучало основополагающее решение глав государств и правительств союза, пытавшихся в марте 2000 года в Лиссабоне сформулировать "новую стратегическую цель для Европы". Постоянному анализу и развитию должна подвергаться вся проблематика, связанная с жизнедеятельностью союза. Это и последствия введения новой денежной единицы евро, единая политика в сфере занятости, которая еще только формируется, издержки конкуренции, вызываемые особенностями национальной налоговой и социальной политики, информационные технологии, проблема старения населения, детская беспризорность. Все это должно рассматриваться с точки зрения упрочения союза, которое может достигаться путем применения к обстоятельствам, использования "зарекомендовавшего себя опыта".
"На рабочем столе слишком много документов"
В течение ближайших полутора суток, до середины воскресенья, всеми этими вопросами будет заниматься политическое руководство Европы, собравшееся в Стокгольме. Тем не менее экономические темы вряд ли будут определяющими для первого весеннего саммита. Частично это объясняется комплексностью проблем, предложенных к обсуждению. У нас на столах слишком много документов, сказал министр финансов Карл-Хайнц Грассер (Karl-Heinz Grasser). К тому же получилось так, что из-за шведов, пригласивших на саммит Президента России Владимира Путина (чего, быть может, тот и не хотел), а Швеция в настоящее время возглавляет совет ЕС, на самый передний план вышли вопросы внешней политики.
Наряду с Путиным ожидается также прибытие президента Македонии Бориса Трайковски (Boris Trajkowski). Приглашая македонца, европейские партнеры пытаются демонстративно укрепить его тылы. Нельзя быть в одиночестве (в момент кризиса), он должен чувствовать, что Европа рядом с ним. Президент Еврокомиссии Романо Проди (Romano Prodi) поставил в этом вопросе точку: "Союз рассматривается в качестве гаранта целостности государства".
Первое выступление
Сколь значимой может быть эта символика, однако еще большее общеполитическое значение приобретает появление на саммите Путина. Его самолет приземлится в Стокгольме лишь через пять часов после контролируемого падения космической станции "Мир". Он собирается обсудить со своими коллегами будущее континента. Это первое появление российского Президента на саммите ЕС.
"Даже если не будут приняты какие-то конкретные решения, это явится исключительно важной премьерой", - заявил перед отлетом из Вены федеральный канцлер Австрии Вольфганг Шюссель (Wolfgang Schuessel). Присутствие Путина позволяет поднять качество диалога, о чем последние десять лет не было и речи.
Европейские партнеры намерены в разговоре с Путиным затронуть тему предоставления миллиардного кредита, вопросы поставок энергоносителей, усиления кредитных линий Европейского инвестиционного банка, а также остановиться на ситуации в Чечне и Македонии. Премьер-министр Швеции Горан Перссон (Goeran Persson) намерен затронуть в разговоре с Путиным также щекотливую тему, связанную с Калининградской областью. Этот российский регион превратится после вступления Польши и Литвы в союз в остров посреди ЕС.
Россия рассчитывает на определенную роль в процессе расширения ЕС, что союз категорически отвергает. Однако не стало бы неожиданностью, если бы в Стокгольме было очерчено отношение к Калининградской области после расширения ЕС.
Расширение ЕС
Несмотря на то, что Швеция, возглавляющая совет ЕС, и Еврокомиссия пытались по возможности не выносить эту тему на стокгольмский саммит, федеральный канцлер Германии Герхард Шредер (Gerchard Schroeder) все же намерен обратиться к ней. В правительственных кругах в Берлине не согласны со всем тем, что предлагает (неофициально) комиссар по делам расширения союза Гюнтер Ферхойген (Guenter Verheugen), не согласны с ним в части, касающейся условий переходного периода, и, в частности, свободы миграции наемной рабочей силы из стран, которые станут членами ЕС.
В связи с этим Шредер, как это уже было в Ницце, будет настойчиво требовать переходного периода продолжительностью семь лет. Рынки труда могут быть открыты только по истечении этого срока. По мнению немецкой стороны, даже в таком случае каждая страна вправе сама принимать решение на этот счет, хотя в принципе предусматривается создание специального контрольного механизма. При этом Берлин ссылается на опыт, полученный в 1986 году при вступлении в ЕС Испании и Португалии.
Позицию Германии в этом вопросе полностью разделяет австрийское федеральное правительство. Канцлер Вольфганг Шюссель заявил, что он также поддерживает совместно выработанную со Шредером позицию. На Австрию и Германию приходится 80% всех мигрантов. Это следует принимать во внимание.
Проблемы внутреннего рынка
У Еврокомиссии по этому вопросу, как и прежде, нет официальной точки зрения. Говорят, что сам Ферхойген добивается введения для лиц наемного труда переходного периода, не превышающего пять лет. Некоторые страны вправе продлевать этот срок на два года.
Среди стран - членов ЕС существует видимое большинство, признающее проблемы Германии и Австрии и готовое соглашаться с возможностью гибкого подхода к решению проблемы. Однако возникает другая проблема: меры защиты или введение квот будет означать необходимость создания громоздкого контрольного механизма. А самое главное - будет подорван внутренний рынок. Поэтому большинство стран тоже выступает за более краткий переходный период, чтобы не давать странам-кандидатам повода для новых требований.
Перевод: Владимир Синица