Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Die Sueddeutsche Zeitung" (Германия): Царь Путин Осторожный

"Die Sueddeutsche Zeitung" (Германия): Царь Путин Осторожный

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ведущая немецкая газета подводит итоги первого года правления президента Путина.

Ведущая немецкая газета подводит итоги первого года правления президента Путина.

В предстоящем послании Президента к нации будут затронуты два вопроса: "величие нации" и запланированные экономические реформы. Что касается "величия нации", то Владимир Путин всей душой готов посвятить себя реабилитации серьезно пострадавшей за последние десять лет национальной гордости российского народа. Несмотря на кризисы в вопросах по долгам, чеченскую войну и коррупцию, ему, скорее всего, это удастся.

Русские оценивают своего президента, по меньшей мере, позитивно. Поддержка Путина населением через год после выборов составляет 80 %. Исходя из этих абсурдно высоких показателей, можно сделать только один вывод: Путин - политик высшего класса. Но по другую сторону блестящих данных социологического опроса вырисовывается мрачная картина российского супермена.

Путину сопутствует успех, потому что он талантливый политик и осторожный реформатор. Бывший офицер КГБ проявил себя компетентным и скрупулезным властителем. За короткое время парламент приобрел необходимую гибкость: нижняя палата парламента больше не находится в руках коммунистов, представители регионов в федеральном собрании утратили значительную часть своего влияния. Подобным образом кастрированная оппозиция вполне устраивает Кремль.

Дополняет картину и обхождение Путина с российскими СМИ. То, что он не придает особого значения свободе слова, известно давно. В генетическом коде офицера КГБ четко зафиксировано, что критика и патриотизм - понятия взаимоисключающие. Его не смущает, что данная позиция идет в разрез с демократическим пуризмом: оказывая жесткое давление на некоторых медиа-магнатов, Путин добился лишения своих политических противников публицистической платформы. Президент четко дал понять, что при решении принципиальных вопросов последнее слово всегда останется за ним: например, в вопросе по Чечне.

Стабильность без реформ

У режима Путина, без сомнения, есть и позитивные стороны. Стабильность его власти обеспечивает стабильность для России в целом, что имеет решающее значение для страны с неразрешенными этническими конфликтами, огромными социальными и экологическими проблемами и арсеналами с атомным оружием. В стабильности заинтересованы не только русские, но и все остальные народы. Вопрос лишь в том, насколько долго можно сохранять стабильность, основывающуюся на политике силы вместо политики решительных реформ?

Абсолютно ясно, что Путин может чувствовать себя уверенно до тех пор, пока он действует не во вред своим избирателям. То, что в России особым путинским способом ограничивается свобода прессы, вполне может быть, мало волнует большинство россиян. Но если им будут угрожать закрытие предприятий и увольнения, терпимость народа может поколебаться, а ряды противников президента - пополниться.

По тем же причинам кремлевский глава избегает решающего конфликта с собственно постсоветскими властными группировками: олигархами и монополистами сырьевой индустрии. Общеизвестно, что именно им он обязан своим статусом преемника Ельцина, а чуть позже и своим приходом к власти. На самом деле, Путин так до сих пор и не решился начать радикальное реформирование России, пока он только заявляет о предстоящих решительных реформах. Собравшиеся вокруг либерального министра экономики Германа Грефа политики и академики реформаторского толка исписывают горы бумаг и составляют новые проекты экономических преобразований. Тем самым создается виртуальное пространство процесса реформирования, которое хорошо продается на Западе. На практике же, преобразование отстает.

Возможно, Путин, осторожный и недоверчивый политик, откладывает решающие шаги на потом, поскольку первоначально хочет консолидировать властные структуры. На данный момент последовательно проведена лишь налоговая реформа - и, надо признать, успешно. Все остальные задачи так и не решены полностью: пенсии, земельный вопрос, судебная система, трудовое право, таможенное законодательство, дерегулирование экономики. А к таким важным и потому болезненным реформам, как деструктуризация и ликвидация "естественных монополий": энергосистем Газпром, Транснефть и РАО ЕЭС, которые, как паук, окутали своей паутиной всю Россию, еще и не приступали. Туда же относится и реформа МПС, реконструкция раздутого чиновничьего аппарата и создание банковской системы.

Парадоксальная нерешительность

Как известно, теперь президент не владеет контрольным пакетом акций АО, под названием Россия. Он не может принимать решения в одиночку. Поневоле Путин вынужден искать компромисс с конфликтующими между собой властными элитами, принимать во внимание интересы социально незащищенных групп населения: пенсионеров, госслужащих, офицеров. Однако, даже учитывая все эти препятствия, реформаторская нерешительность Путина парадоксальна. По итогам первого года правления Президент твердо стоит на земле: внутриполитические враги повержены, поддержка населения высокая, мировая общественность настроена благосклонно. И показатели роста российской экономики за последний год необыкновенно высоки.

Тем не менее, кое-что начинает меняться: новое американское правительство ясно дало понять, что отныне будет вести дела с Россией гораздо жестче, чем во времена Билла Клинтона (Bill Clinton). Не менее важно, что российский экономический бум пошел на спад. Большой частью он был обусловлен высокими ценами на нефть и слабым рублем, а не ростом производительности разбитой экономики. Однако, в обозримом будущем цены на нефть будут падать, а доходы от экспорта сырья - сокращаться.

Одновременно иностранный долг Москвы увеличивается. 2003 - год пиковых платежей, когда Москва должна будет выплатить астрономическую сумму в 18 млрд. долларов. И к пересмотру условий выплаты долга кредиторы не готовы. Увеличится ли реформаторская готовность Президента при общем ухудшении экономического положения страны? Едва ли.

При вступлении Путина в должность широкое хождение получила фотография, на которой он изображен стоящим под портретом царя Петра Великого. Смысл этого послания был предельно ясен: новый президент - великий реформатор. Однако, наивное предположение о том, что Путин займется последовательным экономическими преобразованиями страны, оказался обманом. Кремлевский шеф гораздо охотнее предпочитает восстанавливать былое величие нации. Структурные реформы для него лишь средство достижения заветной цели: упрочить место под солнцем российского колосса. И это законно. Однако, Путин, пожалуй, мыслит несколько старомодно: он предпочитает использовать власть с помощью классических рычагов. Но во времена глобализации для такой страны, как Россия, подходят другие правила. Путин - предположительно сильный президент - должен определить пути развития. Для этого ему вовсе не нужно быть Петром Первым. Будет вполне достаточно, если он проявит себя современным политиком.

Перевод: Анна Черемушкина